До 1972 г. отбор картин, претендующих на участие в фестивальных программах, осуществляли сами страны-производители. В этом году фестиваль обрел независимость и право единолично принимать решение о формировании конкурсной программы. Теперь этим занимаются специальные отборщики из постоянной команды фестиваля. Вообще, не стоит забывать, что Каннский фестиваль - это не только конкурсная, но и несколько параллельных программ, у каждой из которых есть свой директор, координатор, куратор и т.д. Они в итоге отбирают фильмы и формируют свои направления.
Отборочная комиссия Каннского фестиваля проводит отбор картин для участия только в официальной программе и принимает решение о показе фильмов в рамках одной из следующих программ: основном конкурсе, на внеконкурсных показах или в программе «Особый взгляд». Секция «Двухнедельник режиссеров» и программа «Неделя кинокритики» являются независимыми от Каннского фестиваля структурами и самостоятельно осуществляют отбор картин.
Предлагаемый к отбору полнометражный фильм должен соответствовать следующим критериям:
• быть снятым в течение двенадцати месяцев, предшествующих Каннскому фестивалю
• не демонстрироваться в прокате в других странах, кроме страны производства
• не быть представленным в рамках других международных проектов, фестивалей и программ. Если фильм был показан на другом фестивале (в конкурсной программе или нет), он не может проходить отбор Каннского фестиваля. Проект, фестиваль и программа считаются международными, если в них демонстрируются фильмы из разных стран.
• не распространяться в сети Интернет
Эти требования немного отличаются, например, для секции короткометражного кино и программы «СИНЕФОНДАСЬОН» (где демонстрируют фильсы студентов киношкол). В любую программу можно подать заявку через сайт фестиваля.
Теперь немного о том, кого обычно куда отбирают. Во внеконкурсную программу зачастую ставят большие голливудские премьеры, документальные фильмы, хиты прошедших фестивалей (из года в год сюда кочуют различные хиты Сандэнса). Параллельные программы обычно выглядят более синефильскими по сравнению с основным конкурсом. Скорее всего, сюда поставят новый фильм Гомиша или Ходоровски. Здесь будет больше фильмов из маленьких и экзотических стран-кинопроизводителей. Здесь же зачастую открывают новые имена. Наиболее показательный пример - Ксавье Долан (опустим бытующую после последнего награждения конспирологическую теорию о том, что его намеренно кто-то продвигает). Его первый фильм - "Я убил свою маму" - был показан в "Двухнедельнике режиссеров", "Воображаемая любовь" и "И все же Лоранс" - в "Особом взгляде". На последнее, поговаривают, Долан обиделся, и со своим следующим фильмом, "Томом на ферме", предпочел Каннам Венецию, но в 2014 вернулся с "Мамочкой" уже в "высшую лигу" - основной конкурс и получил Приз жюри.
Основной конкурс устроен довольно сложно. Одну его часть обычно составляют новые работы признанных мэтров (взять программу этого года - Альмадовар, Джармуш, Верхувен, Лоуч). Дебюты здесь действительно случаются нечасто, но, например, 2015 открыл нам Ласло Немеша с его "Сыном Саула". Другая часть - своеобразные каннские любимчики - режиссеры, которых здесь любят и зовут достаточно часто, например братья Дарденны, Асгар Фархади или Кристиан Мунджиу. Существует и негласная "французская квота" - блок зачастую довольно средних фильмов из страны-хозяйки фестиваля.