Я думаю, что если через тысячу лет кто-то попытается восстановить ощущение американской послевоенной культуры, то одна чудом выжившая ретроспектива Уорхола даст этому исследователю больше, чем десятилетия газетных подшивок — хотя бы уже потому, что информационное поле горизонтально, а иерархии Уорхола вертикальны.
Весьма характерно, что Уорхол любил оставлять потомкам "временные капсулы", которые завещал открывать через сто, двести или сколько там лет — Уорхол и сам стал своего рода временной капсулой эпохи, покрыв для нас все её персоналии, все её мысли, события, вкусы, вещи, от убийства Кеннеди и до революции в Китае. К тому же, что и метод, которым всё это сделано — серийный, производственный и условно безличный — тоже явился наилучшим отражением возникшей к концу пятидесятых годов темы перепроизводства, главного признака постиндустриальной культуры.
Вдобавок к этому, Уорхол был абсолютно везде. В некотором роде наследуя традиции художников Возрождения, он занимался и печатью, и кино, и фотографией, и модой, и теорией искусства — а если пойти дальше, то и работой со средствами массовой информации. В конце концов, именно Уорхол положил начало феномену массового художника — к тому же, что и его личина наивного трикстера была для мира искусства чем-то неожиданно новым.
Всё это не значит, что среди поп-артистов не было других хороших художников — Рой Лихтенштейн или Джон Розенкист ничем не уступают Уорхолу на своём поле — но Уорхол, единственный среди поп-артистов, угадал и фактор безличности, удаления художника из работы, как основной механизм восприятия достаточно массового искусства, и который в конце концов лёг в основу народной интерпретации любого искусства вообще, от "Чёрного квадрата" до "Мона Лизы".
И это, наверное, главная его художественная заслуга, без которой вся его деятельность была бы пусть легитимна, но при этом невыносима: Уорхол работает не просто с образами поп-культуры. Он работает с изображениями вообще.
Уорхолу удалось подключиться именно к той человеческой потребности в образах и изображениях (те самые signifier and signified), на которой человечество движется ещё с самой наскальной живописи — и он сделал это именно в тот момент, когда сам процесс удовлетворения этой потребности проходил очередную стадию больших изменений.
И в этом смысле, возможно, Уорхол не столько отзеркаливал поп-культуру, сколько досоздавал её. К сожалению или к счастью.
Классный ответ