Папа надеялся на развитие Ферраро-Флорентийской унии (Ферраро-Флорентийский Вселенский собор проходил в Италии в 1438-1439 гг., ознаменовался подписанием соглашения о воссоединении Церквей между 116 латинскими иерархами во главе с Папой и 33 представителями Восточной Церкви).Что пишут исследователи:
"После происшествия с митрополитом Исидором между Москвой и Римом более четверти века не было никаких официальных сношений. В 1469 г. 11 февраля грек, униатский патриарх Константинопольский и ученый кардинал Виссарион (так указано в русских летописях, на самом же деле, брак, вероятно, был инспирирован «московским итальянцем» Иваном Фрязиным) неожиданно прислал в Москву грека Юрия Траханиота с предложением великому князю Ивану III руки Софьи Палеолог — племянницы последнего византийского императора Константина. Ее семья (отец, бывший правитель Морей Фома и два брата) после падения Византии бежали в Рим, где дети Фомы воспитывались в духе Ферраро-Флорентийской унии кардиналом Виссарионом. Первоначальные планы выдать дочь деспота Зою (такое имя она носила в Риме) за кого-нибудь из владетельных западноевропейских государей расстроились и кардинал Виссарион, живо озабоченный как судьбой своих воспитанников, так и старавшийся не допустить окончательного угасания славы Палеологов, обратился к Москве, тем более, что оттуда явился великокняжеский посланник Джованни дела Вольпе (Иван Фрязин), который, видимо, и был инициатором переговоров — имея свои виды (по мнению о.Пирлинга, совершенно меркантильные, он не постеснялся мистифицировать Папу рассказами о России, как стране католической, верной Флорентийской унии, только не имеющей возможности поддерживать со Св.Престолом регулярных отношений). Зная Виссариона как главного поборника унии, мы можем полагать, что и планы по сближению московской Церкви с Римом и об упрочении такого сближения также принимались им в расчет. Есть сведения, что инициатива в этом предприятии исходила непосредственно от Папы, но это дела не меняет — кардинал был главным знатоком восточных дел, без его участия важные решения в этой дипломатической сфере не принимались в любом случае. (...) С Софьей приехало в Москву некоторое число греков-униатов и итальянцев «римской веры». Многие из них заняли при дворе важные должности и стали родоначальниками местных аристократических родов. Между прочим, именно круг царицы Софьи выступал впоследствии инициатором приглашения итальянских и других архитекторов, ремесленников и ученых, а также заимствования некоторых традиций латинской книжности. Кроме того, после брака московского великого князя с Софьей Палеолог дипломатические отношения между Москвой и Римом на целое столетие становятся регулярными" (С. Козлов-Струтинский, П. Парфентьев, "История Католической Церкви в России", 2014).
"В правление отца Ивана III - Василия II Темного (1425 —1462) — Римская курия могла праздновать победу. Киевский митрополит Исидор, представлявший православное духовенство на Ферраро-Флорентийском Вселенском соборе, подписал унию с Римско-католической Церковью. Однако радость Рима была преждевременной, единение с Римом было признано лишь в десяти епархиях, великий князь Московский на третий день после приезда Исидора отправил его в темницу, лишил сана и разорвал унию с Римской Церковью. По прошествии некоторого времени Папский престол возлагал особые надежды на династический брак великого князя московского Ивана III с Софьей Палеолог - племянницей последнего византийского императора Фомы Палеолога, воспитывавшейся в Риме и перешедшей там же в латинство. Папа Павел II, сам выбиравший невесту для русского царя и разрешивший в 1472 г. венчание по латинскому обряду в Соборе Св. Петра в Риме, хотел этим браком приобрести могущественного союзника в борьбе против турок" (О. Лиценбергер, "Римско-Католическая Церковь в России. История и правовое положение", 2001).