Разумеется, они были. Но фильм достаточно далёк от реальности. О сабже можно узнать, прежде всего, из книги воспоминаний известного джазового музыканта Алексея Козлова "Козёл на саксе". С ним, вообще-то, создатели фильма немного консультировались, но толку особого от этого не было.
Начнём с того, что "стиляги" ВНЕЗАПНО не были явлением исключительно советским. Молодые люди с более-менее похожей внешностью, манерой поведения, стилем одежды и музыкальными предпочтениями существовали во многих странах, в т.ч. и США, где (об этом ниже) их тоже не приветствовали. При этом во всех странах местные стиляги (имевшие свои названия), имели свои причины возникновения, и свою дальнейшую судьбу.
В 1940-ом году появилась причёска, которую чаще всего именуют "под Элвиса". Но первым названием было "Утиная жопа". Парикмахер Джо Сирелло искал новые формы. Он эксперементировал на слепом мальчике. И однажды зачесал его соответствующим образом. Один из посетителей сказал, на что, на самом деле, это было похоже. Но тут оказалось, что одноклассники пацана тоже ищут свой стиль. Они пришли, и попросили мастера сделать им также. Подробнее вот тут: narod.ru Дальше в статье, однако не договаривают...
Больше всего причёска прижилась не у белых хипстеров, а у мексиканской молодёжи - "пачукос". Они же начали вызывающе одеваться. В то время как официально призывалось экономить метры ткани, они одевали вызывающе объёмистые и длинные костюмы - "zoot-suits"; это выглядело как насмешка над одеждой белых. Молодые латинос, сбиваясь в небольшие группы, начали появляться в людных местах. Они старались пользоваться тем, что множество молодых белых мужчин в это время были в армии, из-за Второй Мировой. Они делали знаки внимания белым женщинам... Что для них и не прошло бесследно. Америка 1940-х была неполиткорректной, нетолерантной и весьма расистской страной. Начали их бить моряки, вернувшиеся в увольнение, потом присоединились военные полицейские. Плюс ко всему стали тиранить обычные полицейские. Прошли массовые погромы. В фильме "Чёрная орхидея" неплохо показана сцена, в самом начале.
В это время "утиная жопа", кстати, уже именовалась "аргентинским утиным хвостом", или просто "аргентинским хвостом", т.к. уже появились слухи, что эта причёска - из Аргентины.
Что считалось неприличным и вызывающим в Америке 1940-х также можно посмотреть в мультфильме из серии "Том и Джерри" "The Zoot Cat", 1944 года.
Кстати, в испаноязычных странах был этот стиль достаточно популярен и в 1940-е, и в 1950-е. Там это не было вызовом, а скорее неким шиком; демонстрацией власти и крутизны. Англо-саксонская и лаинская культура в принципе достаточно сильно отличаются.
Галстуки с обезьянами, пальмами и голыми девушками были везде. Это считается частью стиля "Арт-нуво". Где-то видел кадры из английского фильма (начала 1950-х), обучающего общению с девушками. Там парень на свидание надел галстук с принтом в стиле "pin-up". Девушка его посылает, а дальше идёт закадровый текст, поясняющий ошибки, и почему этот галстук не следовало надевать.
Франция. Молодёжь, которую угнетала немецкая оккупация, в знак протеста увлекалась американским джазом и стилем, который имел много общего и со внешностью "пачукос", и со стилем "стиляг" и т.д. (Откуда были эти пересечения - вопрос загадочный). Приветствовалось подчёркнуто отстранённое, надменное, интровертное поведение. Такой стиль протеста для Франции не был в новинку. В конце XVIII века так прославились "инкруаябли" и "мервейёзы". Во Франции с такой неформальной молодёжью старались бороться местные фашистские молодчики, поддерживающие режим Виши.
А посде WWII в среде французской богемы было в ходу не носить галстуки, а использовать шейные платки.
Германия. Тут всё печально. "Свингюгенды" слушали джаз, который в нацистской Германии считался вырожденческой музыкой. Они тоже старались одеваться так чтобы максимально быть похожими на джазовых американцев, в их представлении. Кого не забрали в армию, тех, в основном, сгноили в концлагерях. Как и и представителей другого неформального движения III Рейха - "пиратов".
Великобритания. "Тедди-бойз". А тут всё по-другому. И, как ни странно, примерно в то же время, что и наши "стиляги". В Англии даже быдло старается выглядеть стильно. И вот, пришло ему в голову, что можно одеваться в длинные пиджаки начала XX века. Ну а стрижки, почему-то оказались теми же, что и у перечисленных собратьев. Наверное, это - самая счастливая из историй. Эти ребята сами пиздили всё что движется, в пределах досягаемости...
И они же - причина написания романа "Заводной апельсин" Энтони Бёрджесса. Вследствие ошибки. Приехал он, значит, в Питер (тогда Ленинград); увидел стиляг, которые смотрелись как родимые "тедди-бойз". И решил он, что это - молодые криминальные групировки, как на Родине.
Советские стиляги. А ведь они, собственно, были самыми безобидными. Не претендовали на то, чтобы поменять власть; не протестовали против режима, как такового; никого не били в подворотнях. Это были, в основном, дети элиты. Партийной или хозяйственной. Потому что только они и могли себе это позволить. Опять-таки, непонятно, откуда у них это всё появилось. Каким-то образом, возник силуэт американских хипстеров и золотой молодёжи. И они искренне уверовали, что так ходят все на Западе. Наверное, основную роль сыграли контакты с Союзниками через конвои. Помимо оружия, они умудрялись протиснуть в СССР и какие-то культурные элементы. Стиляги слушали относительно продвинутый джаз, который привезли на пластинках Союзники (а рок-н-ролл они в массе своей не знали вплоть до начала 1960-х); пытались учиться под него танцевать.
Как они одевались? - Вся фишка была в разнице покроя. Т.е., если брюки отличались по ширине, длине, имели на один карман сзади больше. Да, это считалось вызовом! Ботинки на толстой подошве - тоже вызов. Кто-то это шил у портных, кто-то - приобретал в комиссионных магазинах, куд сплавляли б/у вещи американцы - сотрудники дипкорпуса. Алексей Козлов мог себе это позволить, т.к. был не из самой простой семьи.
Вот тут-то вся и фишка, почему персонажи фильма "Стиляги" не одеты так, как те, кого они изображают. Костюмы реальных стиляг не смотрелись бы в глазах современного зрителя чем-то вызывающим. Он и не к такому привык. Так может позволить себе одеться любой менеджер; он придёт на работу, и никто ничего ему не скажет. Современному зрителю, который может регулярно видеть бородатых мужиков с волосами до плеч, не понять, что тогда любое, ныне не ощутимое отклонение считалось полнейшим вызывом.
И режиссёры фильма это прекрасно поняли! И поэтому нарядили своих героев в костюмы попугайских цветов; сделали им утрированные причёски, за которые, к слову сказать, и в Америке, соответствующего периода, на улице могли бы вломить.
И в фильме изображается, что в движении были представители всех градаций. Но это - не так. Абсолютное большинство составляли всё-таки дети элиты. Потому что только они могли позволить себе подержанные пиджаки сотрудников американского или английского корпуса, купленные в комиссионках, равно как и пошить реплики у частных портных. А потом, на бодрячке, прокатиться "на папиной "Победе"" (название одноимённого фильетона). Они не шли в "дворники и сторожи" - потому что и так хватало денежных средств. Сталинские репрессии практически не коснулись стиляг. Сели (во всяком случае, про это - точно известно) двое мужиков, которые поставляли этим стилягам пластинки "на костях" - записанные на б/ушных рентгеновских снимках из медучреждений. И эти двое даже не раскаялись, а заявили, что и дальше будут продолжать свои дела. Сами они стилягами не были.
Стиляг отличало явно надменное поведение. У меня дед, которого уже упоминал в некоторых ответах, человек с двумя высшими образованиями, не нашёл взаимопонимания со стилягами. Отстранённый франт прошёл рядом с ним, задел плечом, и не извинился. Он не знал, что дедушка, несмотря на всю интеллигентность, занимался боксом. Что привело к печальным последствиям. Дедушке потом пришлось навещать это чудо в больничке, привозя авоськи с апельсинами, чтобы оно не подало заявы.
Во время фестиваля "Молодёжи и студентов" вдруг выяснилось, что западные студенты, в большинстве своём, не ходят в вычурных пиджаках, и с замысловатыми прическами (в это время так было круто у полукриминальных тусовочных кругов в странах Латинской Америки - но кому это было интересно?)
Те, кто просёк тему (как уже упомянутый Алексей Козлов) стали одеваться в другом стиле, приближенном к оригиналу, но при этом отнюдь не вызывающем. Категория чуть попроще старалась подражать молодёжи из Западной Европы (которая, в свою очередь, воспринимала новые тенденции с опазданием). Их называли "бундесовцы". И только полная темнота и деревенщина могла соответствовать тому, что изображено в одном из эпизодов фильма "Совершенно серьёзно", 1961.
Фельетон
Советую прочитать книгу "Стиляги" Владимира Козлова. Книга на 60% состоит из воспоминаний самих стиляг.
Советую прочитать книгу "Стиляги" Владимира Козлова. Книга на 60% состоит из воспоминаний самих стиляг.