Одним из первых фильмов, где использовался этот прием в кинематографе является "На последнем дыхании" Жана-Люка Годара 1960 г. - один из фильмов-визиток Французской новой волны. Герой Жана-Поля Бельмондо обращается напрямую к зрителю.
Этот приём называется "Апарт", а не "Разрушение четвёртой стены". И появился апарт в театре, задолго до кинематографа.
Апарт (фр. à part от латинского a parte — про себя, не для всех) — театральный термин означающий монологи или реплики, направленные в публику (считается, что присутствующие на сцене их не слышат).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82
Не уверена, что вы правы, ведь герой Спейси обращался именно к зрителю, а не просто рассуждал
В позднем кинематографе Алексея Германа-старшего очень часто актёры бросали какие-нибудь реплики прямо в камеру. «Хрусталев, машину!», например, или «Трудно быть богом».