Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем ценность творчества Жан Мишель Баския?

Искусство и культураЖивописьНеоэкспрессионизм
Феликс Радецкий
  · 4,6 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 17 мая 2018  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Если искусство начинает систематически покидать помещение и делать выход на улицу, то рано или поздно улица начнет заходить в помещение и проникать в искусство.

Баския (Jean-Michel Basquiat) – это один из двух художников 80-х, которые фактически нанесли уличную культуру на карту искусства вообще. Второй это Кит Харинг.

Есть достаточно обманчивая формулировка, что поп-арт якобы ликвидировал разделение высокого и низкого искусства – что, разумеется, ни хрена не так, поскольку картины все еще висят в музеях, а не в подземных переходах, поездах и аэропортах. Скорее, поп-арт обеспечил их взаимопроникновение за счет путей, учитывающих особенности культуры именно 20-го века.

Уличная культура, как бы, существовала с появления оседлой жизни вообще, просто 1980-е вывели ее на совершенно другой уровень, когда один из больших вопросов искусства – тема репрезентации – совпал с распространением дешевых аэрозольных красок. Так, уличная культура начала набирать критическую массу людей, использовавших ее для целей, близких и понятных культуре вообще и искусству в частности – социальной критики и эстетического высказывания. Всего десятью годами раньше все это было отрепетировано ситуационистами, не хватало только хорошей авторской формы.

Так что совершенно неудивительно, что Харинг и Баския возникли практически одновременно и в одной и той же точке планеты. Нью-Йорк был в то время большим культурным котлом, и именно уличная среда с одной стороны обеспечивала материал для высказывания, с другой – была непаханным полем в плане того, каким это высказывание должно быть.

Другое дело – что в самом этом высказывании Баския как воплощает весь представляемый им срез культуры, так и преодолевает его. Его невозможно разрезать на ленты и сказать "это политическое", "это личное", и далее в том же духе. Как бы, у чернокожего человека в Нью-Йорке 80-х вообще не может быть разделения личного и политического, но Баския ведет это еще дальше.

К примеру: политическое – о смерти, поскольку деньги – о смерти. В некотором роде, и идентичность – о смерти. Слово и изображение равнозначны. Культура имеет больше одной ветви (египетская, нубийская, панафриканская), но эти ветви нужно частично переписать. Тело фрагментировано, тело неорганично. Искусство – это условие для побега. Искусство – это преображение поверхностей. Искусство не вызывает рака в лабораторных животных.

При этом, буквально с самых первых работ Баския отличался последовательной проработкой формы – стилистики, композиции, цвета, игрой культурных аллюзий. По воспоминаниям современников, Баския рисовал постоянно, на каждой попадающейся поверхности, и по картинам это чрезвычайно видно – что при грубом и якобы хаотичном стиле они выстроены с тщательностью, подразумевающей долгую и постоянную практику.

Эта ранняя зрелость поставила его далеко впереди коллег – и хотя она не смогла уберечь его от ранней кончины, Баския успел за отведенное ему время стать одним из самых влиятельных художников поколения. Практически весь стрит-арт в его сегодняшнем виде, практически все искусство, касающееся расовой сегрегации, этнической идентичности и панафриканизма, несет черты его работ – не говоря уже о том, что портрет Баския вполне можно встретить на дверях школы в центре Манхэттена.

Ну и к сожалению нужно признать, что Баския это также лицо неслучившейся культурной революции. Проблемы, которых Баския касался в своих работах, до сих пор никуда не делись, и одна из причин, по которой они не решаются – это нехватка авторских голосов, вышедших из этой среды, и способных говорить за нее так, как не способны другие.

Баския был одним из таких голосов.

Можно сказать что Бэнкси это попытка продолжать революцию ?