Есть брахмаджала сутта (ДН 1) из сборника длинных наставлений дигха никая. В этой сутте подробно рассказывается, как существа в нашей вселенной становятся божествами. Цель этого описания по большей части в том, чтобы объяснить, какие бывают неправильные состояния сознания, а не в том, чтобы дать точную космологическую модель мира. Поэтому, слова этого описания лучше понимать не в тех смыслах, к которым мы привыкли, а в более общем смысле. Миры или вселенные в буддизме понимаются как сферы пребывания сознания или сферы состояния сознания, или сферы сосредоточенности сознания (это одно и то же разными словами).
Есть две сферы бытия. Сансара — искажённая реальность, сфера взаимообусловленных явлений. Тремя качествами существующего в сансаре являются изменчивость, бессущностность и несовершенство. Нирвана — абсолютно чистая, неискажённая реальность, свободная от взаимообусловленных явлений. В нирване нет изменчивости, нет несовершенства, но есть бессущностность.
Все изменчивые, несовершенные миры, где есть взаимозависимые элементы, это миры сансары. Наша материальная вселенная тоже сансарная. У нашей вселенной есть свойство бесконечно циклически разворачиваться и сворачиваться. Как если бы мы снова и снова надували воздушный шарик и сдували. В тот момент цикла, когда вселенная полностью сворачивается, сознания переходят в форму вселенной, которая называется Абхасвара. В этом состоянии сознания излучают сияние и радость и могут существовать очень долго.
Дальше как обычно происходит обратное разворачивание вселенной. В результате чего возникает пространство Брахмы (дворец Брахмы). Брахма переводится как божество. И вот, одно из сознаний, пребывающих в сфере сияния, исчерпывает свою накопившуюся карму и в результате этого рождается в пространстве Брахмы. Так возникает Брахма или первое божество в мире. Это божество может в такой форме существовать очень долго. Оно может забыть про своё предыдущее состояние в сиянии и радости. Далее у этого божества может возникнуть мысль о том, что как-то тут одиноко, и неплохо было бы если бы и другие существа в этом мире появились. Рано или поздно другие существа, также исчерпав карму в сфере сияния и радости, рождаются в пространстве Брахмы. И тогда первое божество по ошибке начинает считать себя создателем этих существ. А другие существа, наблюдая первое божество, по ошибке считают его создателем этого мира. Они могут по ошибке подумать, что это первое божество вечное, не подвержено изменениям и обладает постоянной сущностью. Но это иллюзия, так как в сансаре ничего такого нет.
Далее мир продолжает разворачиваться и возникают оформленные миры. Возникает наша материальная вселенная, галактики, звёзды, планеты. Возникают новые подходящие кармические условия для воплощения сознаний. И дальше продолжается процесс перевоплощений сознаний в разных формах. Божества могут перевоплощаться в формах людей, животных, голодных духов, и прочих. И наоборот. Люди могут изменять своё сознание таким образом, что оно станет подходящим для воплощения в мирах божеств. И этот круговорот постоянно продолжается. Мир опять начнёт сворачиваться и сознания опять оказываются в сфере сияния, и очередное существо при очередном разворачивании рождается Брахмой, и опять повторяются процессы существования колеса сансары.
И вот одно из существ в какой-то подходящий момент может таким необычным образом сосредоточить сознание, что полностью раскроет реальность без искажений. Такое существо называют будда. Это такое состояние ума, при котором нет ни одного беспокойства, нет ни малейшего помутнения, нет ненависти. В этом состоянии ума будда может при необходимости сосредоточиться в любом мире, на любой форме бытия. То есть, будда обладает абсолютным пониманием всего на свете. Он на собственном опыте способен переживать, каким образом происходит рождение божеств и существ, как происходят переходы сознаний в разные формы. Будда способен общаться напрямую с любыми божествами и существами. Может указать им, где их представления расходятся с реальностью. Состояние будды доступно для любого существа и божества. Это такой потенциал, который каждый способен раскрыть. Это состояние отличается от прочих ещё и тем, что в момент смерти сознание будды становится равно нирване. Становится невосприимчивым к сансарным взаимозависимым элементам, находящимся в причинно-следственных отношениях. В результате будда уже не может родиться в каких-либо сансарных мирах. Ни в материальных мирах, ни в бесформенных мирах, ни в сфере сияния и радости. Нирвана — это полное угасание любых сансарных активностей. То есть, сансарная вселенная продолжает сворачиваться и разворачиваться, но будда в этом процессе больше никогда не участвует. И вот так существа одно за другим становятся буддами, поэтому в сансаре количество сознаний постоянно уменьшается. И когда все станут буддами, некому будет дальше поддерживать существование сансары. Это и есть цель буддистов. Состояние нирваны описывается как абсолютная реальность, покой, свобода, счастье.