Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Музыкальный журналист и редактор  · 19 сент 2021  ·
wordswithmusic

Аралкум — это пустыня, потихоньку расползающаяся по территории, которую ещё в 1960-70-х занимало в последующие годы начавшее...

Аралкум — это пустыня, потихоньку расползающаяся по территории, которую ещё в 1960-70-х занимало в последующие годы начавшее стремительно высыхать Аральское море на границе Казахстана и Узбекистана. «Аралкум» — это альбом живущей в Лондоне казахстанской скрипачки, концертмейстера и солистки Лондонского оркестра современной музыки Галии Бисенгалиевой. Он записан в 2020 году и посвящён главной экологической катастрофе родного края артистки.
Spotify мне сейчас подсунул ремикс футворк-продюсерки Jlin на один из треков с альбома — «Barsa-Kelmes». Был такой остров в Аральском море, название которого в переводе с казахского означает «кто пойдёт — не вернётся»: по легенде, на острове не было источников пресной воды. Сегодня Барсакельмес представляет собой урочище посреди пустыни. Обработка Jlin, собственно, напомнила мне об «Аралкуме» и заставила к нему вернуться, настолько версия Джеррилин Паттон накачана тревогой. Хотя периодически сваливающееся в дрон звучание альбома Бисенгалиевой и без того заслуживало обстоятельного рассказа о нём и призыва послушать запись.
Отчасти это манифест экологической осознанности, конечно. Бисенгалиева тут играет на поле «зелёной» повестки: её музыка работает как обращение к не только и не столько простому слушателю, сколько к институциям, государствам, международным организациям, от которых зависит сама возможность будущего Аральского моря. Такой глас вопиющего в пустыне: «Давайте сделаем хоть что-то, пока не слишком поздно». Вот только не поздно ли? При этом альбом разделён на три части, органично перетекающие одна в другую «Pre-Disaster», «Calamity» и «Future», — стало быть, по Бисенгалиевой, надежда на будущее есть и пока не поздно.
В то же время это глубоко личное высказывание. Очевидно, что Бисенгалиевой важна, значима история Аральского моря, так что скрипачка сообщает ей и дополнительное измерение, её инструмент ведёт разговор, плачет не только по ушедшей воде. Тем более что плакать в пустыне — дело гиблое, лучше экономить влагу. К тому же Бисенгалиева выпустила альбом на собственном лейбле Nomad при содействии One Little Independent Records, оркестр к записи не привлекала, но позвала ещё одного живущего в Лондоне экспата — флейтиста Пашу Мансурова. Отчасти также поэтому получилась камерная, по-своему даже клаустрофобическая музыка. Особенно пробирает ощущение сужающегося, скукоживающегося пространства живой концерт — я смотрела программу, придуманную Бисенгалиевой под «Аралкум», во время онлайн-трансляций с гаагского фестиваля Rewire, это было завораживающее зрелище. Ну, а чего ожидать от артистки, чей послужной список полнится сотрудничеством с Паулин Оливерос, Moor Mother, Хильдур Гуднадоуттир и Терри Райли, к примеру? В ноябре Бисенгалиева везёт свой «Аралкум» на #leguesswho2021. Надеюсь уже увидеть и услышать всё вживую.
Музыкальный журналист и редакторПерейти на t.me/wordswithmusic