Коменский стал известен в России прежде всего своими учебниками.
Знаменитые пособия Orbis - Vestibulum - Janua - Atrium должны были вести к овладению латынью как всеобщим языком, а в дальнейшем к изучению наук и других языков. С момента своего возникновения (конец 1620-х – конец 1650-х гг.) данные учебники сразу стали применятся не только ради поставленных их создателем целей энциклопедического образования, но и для практического би- и полилингвального обучения, поэтому выпускались в двух-, трех- и многоязычных изданиях. С их помощью достигалось хорошее знание иностранных языков с опорой как на один из них, так и на визуальное восприятие обозначаемых различными словами предметов и действий.
Издания этих учебных пособий становятся известны в Московии уже к
концу XVII века, а с самого начала следующего, XVIII столетия, входят в
практику обучения – прежде всего при обучении немецкому языку и латыни.
Проводником, посредником, «воротами» для Коменского послужила
(Ново)немецкая слобода в Москве, в которой с большими трудностями
внешнего порядка и переменным внутренним успехом возникают школы для немецкого населения, в том числе лютеранского вероисповедания .
Именно в эти школы вместе с приезжающими иностранцами попадают
отдельные версии учебных пособий Коменского. Российские
книжные собрания сохранили издания 1660-х и 1670-х годов с учебными
пометами, сделанными немецкоязычными учениками.
23 ноября 1756 года университетская конференция (прошло всего чуть
более месяца с 16 октября, первого заседания Конференции - своего рода
Ученого Совета Московского университета) принимает решение о
публикации русско-латинского ОР пробным тиражом в 400 экземпляров:
«Мир в картинках Коменского должно напечатать для употребления во всех классах..."
Ян Амос Коменский по праву считается основоположником
педагогической науки в целом. Его «Великая дидактика» была первой
книгой, систематизирующей все научные представления о воспитании и
обучении.
В России также, правда, несколько позже, чем в Европе, принялись за
осмысление сформулированных Коменским педагогических истин. Главной доктриной Коменского был так называемый пансофизм, идея
всеобщего подлинного знания, доступного всем людям, независимо от их
происхождения и убеждений.
Л.П. Лаптева (1926-2016), советский и российский богемист, специалист по истории и русской историографии Чехии и Словакии) считала, что в действительности не может быть и речи о сколько-нибудь значительном влиянии идей Коменского на российскую школьную среду тех лет. Для России XVII—XVIII вв. совершенно неприемлемыми были религиозные взгляды Коменского.
Не случаен тот факт, что Коменский в XVIII вв. был почти забыт, а в изучении его творчества в XIX в. Россия отставала от Германии, Чехии, Англии и США.
Вторая точка зрения принадлежит М.Н. Кузьмину (советский и
российский историк культуры, член-корреспондент Российской академии
образования), который считает, что эффективное проникновение идей
Коменского в Россию шло в русле ориентации Петра I на использование
опыта именно протестантских стран – Голландии и Германии.
И русская школа берет на вооружение «золотую книгу» Коменского — «Orbis pictus» («Мир вещей в картинках»). В России ее издавали восемь раз под различными названиями: «Видимый свет», «Видимый мир», «Зрелища вселенныя», - в качестве учебных пособий для народных училищ. Этот учебник переводится на русский язык и в разных модификациях и под разными названиями издается с 1768 по 1822 г. По этому учебнику русские школьники учатся более полувека. Его указывают в своих воспоминаниях о детстве А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, высокую сценку ему дал К.Д.Ушинский (использовал в работе над «Родным словом»). Переводится еще одна воспитательная школьная книга Коменского — «Правила благопристойности для преподавания обучающемуся юношеству» (1792).
Интерес русских педагогов к изучению, пропаганде и применению
идей Коменского в начале XX в., в связи с возросший вниманием к
педагогическому наследию К.Д.Ушинского, пропал. Появляются лишь
отдельные статьи и брошюры. Наиболее видная из них - книга приватдоцента Московского университета, в дальнейшем известного советского педагога П.П. Блонского «Ян Амос Коменский» (1915).
Подводя итог исследованию вопроса о проникновении наследия Коменского в педагогическую мысль Россию XIX — начала XX в., можно
констатировать, что оно осуществлялось через попадавшие в Россию его
сочинения, путем изучения жизни и творчества выдающегося мыслителя,
через переводы философско-педагогических его трудов на русский язык. К концу исследуемого периода педагогическая система Коменского стала
достоянием русской педагогики, компонентом профессионального
мышления русского учительства, неотъемлемой частью образованности и культуры. Также и другие стороны творчества Коменского внедрились в
русскую интеллектуальную среду в том объеме и той форме, которые
отвечали специфике ее развития. Что же касается практического воплощения в жизнь педагогических идей Коменского в России, то при всей прогрессивности мышления передовых представителей интеллигенции, школа не шла по пути, начертанному чешским педагогом. В русской педагогической практике нашли применение разве что отдельные методы обучения из его системы. От основных же идей Коменского о всеобщем обучении и народной школе русская школа осталась в стороне.