Ваш вопрос закономерен, но как и многие другие, имеющие отношение к условным понятиям, не имеет четкого ответа.
Термин "Средневековье" был придуман гуманистом Флавио Бьондо (1392-1463) для определения периода, предшествовавшего времени, в котом жил сам Бьондо. Затем французский публицист XIX века Жюль Мишле ввел в оборот термин "Ренессанс" уже применительно к тому времени, в котором жил Бьондо. Историки XIX-XX веков активно использовали оба термина, однако всегда отмечали условность терминов и связанных с ними хронологических границ.
Действительно, было бы нелепо думать, что 31 декабря 1400 года на дворе стояли Средние века, а 1 января 1401 года началось Возрождение. Границы размыты на очень большом отрезке времени и по-разному определяются в в разных странах.
Для описания культурно-исторической реальности итальянских государств нередко используется термин Проторенессанс, который отсылает нас в дученто (1200-е), а для Северной Европы средневековые отношения характерны и для XVI века.
Какими критериями мы пользуемся, чтобы разделить, разграничить оба понятия? Хороший маркер - это архитектура. Отличительные черты Средневековья: огромные базилики с горизонтальной доминантой пространства; четкое разделение сакрального и профанного; кукольные, приплюснутые скульптуры людей; византийская иконография в живописи. Отличительные черты Возрождения: ордерные композиции; соразмеренное человеку пространство храма, как правило, кубической формы; появление городских архитектурных комплексов (частных и общественных палаццо и прилегающих к площадей); прямая перспектива и объемная фигурность в живописи.
При этом мы легко можем найти черты Ренессанса и Средних веков на одной и той же территории. Например, во Флоренции Гирландайо работает параллельно с фра Анджелико, и хотя они используют разные подходы (Гирландайо - прямую перспективу, Анджелико - византийскую иконографию), мы не можем сказать, что они принадлежат разным историческим периодам.
С другой стороны Северная Европа так никогда и не разобралась в архитектурных идеях итальянцев. Северяне вдохновлялись, копировали, приглашали мастеров (в Москве итальянцы Кремль построили), но это была чуждая им культура. Утрируя, мы можем сказать, что Ренессанс - итальянская идея, а то что мы знаем сегодня как Средневековье - это культура варварских северных королевств. Глобально художественный Ренессанс так никогда и не перешагнул итальянских границ, а Северная Европа начала возрождение своего искусства на несколько иных основаниях.
Второй маркер - философия, породившая гуманизм, антропоцентричную идею, в которой человек занимал как минимум равное богу место. Что ни в коем случае не означает антиклерикальную или атеистическую направленность гуманизма. По этому маркеру мы видим, например, что в Англии (Томас Мор), Франции (Монтень), Священной Римской империи (Николай Кузанский) появляются собственные оригинальные мыслители. В философии североевропейские мыслители стартовали чуть позже итальянских (примерно с середины XVI века), но добились намного более впечатляющих результатов.
Наконец, третий маркер - экономика. Для Средневековья более характерна рентная аграрная экономика, для Возрождения - рыночная капиталистическая. Но оба типа экономических отношения длительное время существовали (и существуют до сих пор!) параллельно. То есть по этому критерию еще сложнее провести водораздел.
Отвечая на ваш вопрос, я бы сказал так: не будет ошибкой, если вы, например, скажете, что в Восточной Европе в XVI веке доминировал средневековый уклад. Но это было не совсем справедливо для Европы Северной и тем более североитальянских государств.
Итак, можем ли мы приравнивать позднее Средневековье к раннему Ренессансу? Но прежде нужно ответить, зачем мы вообще пользуемся этими терминами. Разве не для того, чтобы как-то разграничить два разных периода, два разных уклада и два разных стиля и отделить одно от другого посредством формулирования специфических черта каждого? Можем ли мы сказать что поздняя юность - это ранняя взрослость? Немного странно, согласитесь.