Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое «дегенеративное искусство»?

Искусство и культураФилософияНаука
Daria Demekhina
  · 13,5 K
главный редактор журнала "Логос"  · 16 февр 2016

В 1938 году Геббельс в своем дневнике записал: «Произведения дегенеративного искусства будут проданы на международном художественном рынке. Мы надеемся с помощью этого говна заработать немного денег». Но сначала дегенератов показали народу.

19 июля 1937 года в Мюнхене по инициативе Гитлера была открыта выставка «Дегенеративное искусство». В 32 музеях Германии специальная комиссия отобрала 730 работ 112 художников. Задача выставки: показать превосходство здорового и крепкого национал-социалистического искусства над больным и чахлым искусством различных большевистско-еврейских особей.

Авторы каталога, выпущенного к этой выставке и стоившего 50 пфеннигов (вход был бесплатный), писали примерно так: «Дегенеративным это искусство является постольку, поскольку оно затрагивает исконные ценности племени: варварством изобразительных средств, извращением восприятия формы и цвета, сознательным искажением рисунка, бессмысленностью сюжетов — оно посягает на саму германскую кровь. Больной мозг авангардиста покушается на ценности самосохранения сообщества — будь то ценности боевые или моральные. Немцы в его изображении выглядят тупыми похотливыми скотами. Идеализируется потаскуха — в противовес женщине из буржуазного общества, которая, по мнению этого порочного творца, нравственно куда более распущена, чем проститутка. Он воспевает уродство. Наконец, расовым идеалом ему видится негр или уроженец островов Южного полушария.»

Чтобы предупредить особо впечатлительных граждан о живописных ужасах, которые могли поджидать их в полутемных залах этой позорной выставки, перед входом на нее вывесили плакат: «Несовершеннолетним и беременным женщинам вход воспрещен!»

Задумка удалась на славу. Если открывшуюся на день раньше помпезную официальную «Большую выставку немецкого искусства» посетило 500 тысяч зрителей, то на дегенератов за три с половиной месяца пришли посмотреть 2 миллиона человек, что до сих пор является непревзойденным результатом по посещаемости выставок современного искусства.

Ажиотаж зрителей, тем не менее, не уберег опальных художников от институциональной мясорубки. «Борцы с модернизмом» свое дело знали хорошо. В начале 1937 года журнал «Немецкий художественный вестник» (орган официального искусства) обнародовал распоряжение Геббельса и его Министерства пропаганды, в исполнение которого и проводилась эта выставка:

«1. Все произведения, выполненные в духе космополитизма и большевизма, должны быть изъяты из немецких музеев и общественных собраний. Перед этим они должны быть показаны широкой публике с разъяснением деталей их приобретения немецкими музеями. Затем подобные работы должны быть сожжены.

  1. Все музейные директора, растранжирившие общественные деньги на «не немецкое» искусство, должны быть безжалостно уволены.

  2. Ни один художник с марксистскими или большевистскими связями не должен упоминаться в СМИ в позитивном контексте.

  3. Ни одно здание в стиле Баухауса не должно быть больше построено…»

Директоров – сняли; художники были объявлены врагами государства и разрушителями немецкой культуры – кто получил «запрет на профессию», кто погиб в концлагерях (хотя непосредственно по результатам выставки никого не репрессировали), кто – иммигрировал, кто – покончил жизнь самоубийством (Эрнст Людвиг Кирхнер); картины – собрали, выставили (три с половиной месяца в Мюнхене, затем в течение двух лет катали по стране), а потом или разворовали (например, среди украденных с выставки для Геринга 14 работ оказался холст дегенерата Франца Марка «Башня синих лошадей» (1913), которую, кстати, Немецкий союз офицеров потребовал удалить с выставки, поскольку Марк был офицером, павшим за Германию в Первой мировой войне) или попытались продать.

Три международных аукциона провели, естественно, в нейтральной Швейцарии, в Люцерне (два в 1939 году и один 28 июня 1941 года), заработали негусто, всего 681 000 рейхсмарок. Например, «Автопортрет» Ван Гога (1888) ушёл за 175 000 швейцарских франков, «Семья Солер» Пикассо (1903) – за 36 000, «Синий дом» Марка Шагала (1920) – за 3 300, «Ресторан в парке» Августа Макке (1912) – за 900. Для сравнения: в 1942 году Гитлер приобрел в личную коллекцию «Венеру и купидона» Тициана за 700 000 рейхсмарок.

То, что не ушло с аукционов, свезли на склад в Берлине (согласно уцелевшим архивам – 12 890 картин, скульптур, акварелей и печатной графики), затем частично распродали иностранцам по 20 долларов за штуку, а частично сожгли.

Жгли масштабно, весело, в два этапа. Сначала в Германии: 20 марта 1939 года в Берлине во дворе Главной пожарной охраны на Кёпеникштрассе - 1 004 картин, 3 825 акварелей, рисунков и графики (больше всего не повезло Эмилю Нольде, Эриху Хеккелю, Отто Диксу и другим). Потом во Франции: в ночь на 27 июля 1942 года на террасе сада Тюильри у национальной галереи Жё-де-Пом в Париже - более 600 работ Пикассо, Дали, Эрнста, Клее, Леже и Миро.

А куда им всем было деваться? 18 июля на открытии «Большой выставки немецкого искусства» Адольф Гитлер дал ясные указания: «С этого момента мы поведем беспощадную очистительную войну против последних элементов культурного разложения… Я заверяю вас, стоя на этом самом месте, что клика болтунов, дилетантов и обманщиков от искусства будет выкорчевана и обезврежена. Эти представители доисторического каменного века в искусстве, эти художественные заики могут отправляться назад в пещеры своих предков и там заниматься своими примитивными космополитическими каракулями.»

Пришлось выставочной комиссии сесть, крепко призадуматься и выработать вот такой свод формальных признаков дегенеративности, который, кстати говоря, может почти без купюр использоваться нынешними великорусскими воителями за здоровье нашей пышнотелой и благолепной нации, блюдущей чистоту национального искусства:

«Нарочитое искажение натуры (Э.Л. Кирхнер, О. Дикс, В. Моргнер),

Издевательское отношение к религии (Э. Нольде, П. Клее),

Наличие большевистского и анархического подтекста (Г. Гросс),

Политическая тенденциозность, в том числе пропаганда марксизма и антивоенного саботажа (Дж. Хартфилд, О. Дикс),

Моральное разложение и увлечение темой проституции под видом социальной критики (О. Дикс, Э.Л. Кирхнер),

Утрата национального (расового) сознания и увлечение экзотикой примитивных народов (художники «Моста»),

Утверждение человеческого идеала в виде идиотов, кретинов и паралитиков (О. Кокошка, художники «Моста»),

Стремление изображать только иудейскую натуру (Л. Майднер, О. Фройндлих),

Утрата здравого смысла ввиду болезненности воображения (И. Мольцан, В. Баумайстер, К. Швиттерс).»

Однако различного рода борцам с ересью и бесстыдством в искусстве не помешает еще раз полистать учебники истории. Если вдруг подзабыли, что там потом произошло со всеми этими блюстителями художественной нравственности и национального благолепия.