Одежда верхнего и среднего слоя в русском костюме, предназначенном для знатных людей, делалась из плотных и слабоэластичных тканей, в том числе с использованием золотых и серебряных нитей. Эти ткани были очень престижными и дорогими, но неудобными в носке. Чтобы сохранить подвижность локтя в среднем слое (иногда и верхнем) использовалось несколько решений. Во-первых, рукав мог иметь разрезы или не сшиваться полностью, что судя по всему совсем не очень нравилось русской знати. Во-вторых, рукав мог иметь объемную форму. Наконец, узкий рукав мог быть длинным и за счет множества складок приобретал большую гибкость. Такое решение, судя по всему, изначально возникло где-то в Персии, а потом распространилось и в Европе.
Также русский парадный костюм заимствовал в Азии несколько типов верхней плечевой одежды с длинными откидными рукавами. Вероятно, такая одежда была придумана в Персии, но в Московское царство могла попасть и через Золотую Орду. Она могла относится как к категории кафтанов и запахиваться, так и к категории плащей и не запахиваться. В рукавах в районе запястья, локтя или даже плеча делались разрезы, в которые можно было вставить руку. Рукава часто подвязывались на спине узлом. Логика таких рукавов не очень понятна, но можно предположить несколько версий.
1. Поскольку рукава кроились их остатков ткани, при данном крое и с учетом ширины ткани остатки были большими.
2. На плотные ткани верхней одежды перенесена форма узких рукавов среднего слоя. Есть версия, что такая форма могла возникнуть в военном костюме из набивной ткани и помимо подвижности решала еще и задачу защиты. Набивную ткань в складку трудно пробить стрелой или разрезать саблей. Соответственно, в парадном костюме длинные рукава указывали на принадлежность к воинской элите.
3. Одежда с длинными откидными рукавами указывала на финансовые возможности человека. Чем больше ткани потрачено на одежду, тем богаче ее владелец.
Важно также понимать, что русский костюм находился под сильным влиянием Османской империи и Персии, откуда поставлялись дорогие ткани и, вероятно, готовые изделия, а также имеет крепкие связи с культурой народов Золотой Орды. Какое-то влияние оказывала Европа и Византия. К сожалению, у исследователей нет достаточного количества источников, иллюстративных, материальных и письменных, чтобы уверенно описывать типы и формы одежды, существующие до XVII века. Именно поэтому многие отечественные монографии по истории костюма наполнены авторскими спекуляциями, опираются на недостоверные данные и не могут служить источником достоверного знания. Увы.
Кстати, длинные рукава были популярны во всей Евразии и даже Египте, начиная, как минимум, с позднеантичного времени. А в среднеазиатском костюме сохранялись вплоть до 1970-х годов.