Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
UX/UI дизайнер. Веду подкаст, в котором общаюсь с творческими людьми.  · 13 дек 2021  ·
alfi_podcast

Как я вижу логотип Яндекс.Кью?

В октябре Яндекс.Кью обновил логотип. С его концепцией вы можете ознакомиться в отдельном посте. Как обычно это бывает с нововведениями — они многим не нравятся. В группе «Дизайн и дизайнеры» достаточно долгое время закреплён опрос «Как вам новый дизайн логотипа Кью?». И его результаты показывают, что мнения пользователей разделились, но большинство не понимают, что сейчас изображено на логотипе и считают, что старый был лучше.
Да, я тоже из числа тех, кто с первого взгляда не понял, что изображено на логотипе. После прочтения концепции и просмотра знака в динамике уже стало всё понятно. Но проблема в том, что большинство пользователей не читает концепцию, а знак практически всегда используется в статике.
Также эксперты темы «Дизайн» оставили под опросом комментарии, в которых описано в чем ошибки и проблемы текущего логотипа. С кем-то из экспертов могу согласиться, какие-то комментарии спорны.
Но я не сторонник критиковать коллег-дизайнеров. Поэтому решил самостоятельно поискать возможные решения для знака.
В посте о концепции логотипа, Сергей Первушин (арт-директор Кью) написал, что хотелось уйти от “q” в знаке. Так как считает, что логотип читается, как Яндекс «кью» Кью, где в первом случае “q” как знак, а во втором случае как текст:
Сразу скажу, что не разделяю эту гипотезу, так как в знаке используется латинская буква, а текстовая часть написана кириллицей. И по моему опыту русскоговорящие пользователи не склонны воспринимать латинские символы в знаках, как элементы к обязательному прочтению.
Но даже если бы задача стояла «уйти от “q” в знаке», то я бы использовал какой-то простой элемент, понятный большинству без объяснения. Самое банальное, что приходит на ум — знак вопроса:
Да, можно поискать ещё варианты, но я не развивал отдельно это направление, так как хотел найти новый вариант для написания “q” в знаке.
Одной из причин обновления логотипа, стало обновления Кью в целом. В посте о концепции написано:
Изначально, когда Кью только создавался, хотелось заранее максимально оградить Кью от информационного хлама, проявлений токсичности и всего такого. Был придуман хитрый ход: визуально сервис должен выглядеть строгим и серьёзным — отсюда тяжёлая антиква, соответствующий логотип, как учебник или газета, например, «Ведомости». Это сработало. 
И под постом и под опросом есть комментарии, что они разделяют описанный выше ход. И дело не в привычке к старому знаку, а именно в олицетворении строгости знака, который как бы задаёт тон сервиса.
Я тоже так считаю, и знак с антиквой мне нравился именно по причине серьёзности знака. Единственное, что я не понимал, почему используется строчная “q”. Ведь логотип появился от изначального проекта The Question, а там как раз “Q” прописная. Возможно, стоило использовать её:
Но сейчас другая история. Задача уйти от тяжелой антиквы в пользу упрощения. Первым моим шагом был поиск другого начертания знака. Похожего по форме и массе, но не кардинально другого стиля. Получилось смягчить углы, но при этом оставить округлые формы:
Но даже в текущем сыром варианте, я понял, что знак выглядит не современно. В нём нет простоты и лёгкости, присущей новому Кью. Сложность была в том, что у прописного знака есть выносной элемент, который в кругу выглядит несбалансированно. Возможно это и есть ответ почему изначально стали использовать прописную “q”, но это лишь мои догадки.
Продолжив искать начертание знака, я вернулся к строчной “q”. В итоге поисков я пришёл к варианту с частично выходящей из круга “q”. В целом смотрится чисто, современная «гладкая» форма, без лишних элементов. Но тут я поймал себя на мысли об визуальном обмане…
Дело в том, что в процессе поисков я был сконцентрирован, на белой букве, которую перемещал в рамках темного круга. Но в какой-то момент я расфокусировал зрение и понял, что тёмное пятно — похоже на человека, поднявшего руки. В графическом дизайне такое явление называют «контрформой». То есть, когда контрастные элементы воспринимаются 50/50 и ты не можешь точно сказать, что главнее белая форма “q” или тёмные элементы, образующие человека. Тут надо загружать логотип на проект Яндекс.Взгляд, чтобы понять мнение большинства.
В любом случае появления фигуры человека с поднятыми руками является случайным. С одной стороны – это хорошо, так как Кью в первую очередь сервис, где на вопросы отвечают люди. С другой стороны, почему руки подняты? Такой знак больше подошёл бы для Яндекс.Спорт.
Отказавшись от предыдущей идеи, я начал искать, как сделать знак легче. Результаты поисков привели к двум выводам: “Q” похожа на лупу, а «тяжесть» логотипу придаёт круглая форма на фоне. Поэтому первым я удалил круг, тем самым убрал «рамки».
Дальше был самый сложный этап, в соответствии с гипотезой о прочтении логотипа «кью» Кью, уйти от прочтения “q” в знаке. То есть элементы нужно было сопоставить таким образом, чтобы формы складывались в букву не с первого взгляда.
Вдобавок, хотелось оставить очертания лупы, которое по умолчанию присутствует в букве “Q”. И тут получается разнонаправленность задач: нужно уйти от начертания (чтоб буква не читалась) и при этом сохранить начертание (чтоб форма лупы читалась). В итоге получился такой знак, на котором я остановился:
p.s.
Из интересных решений в поиске лупы Q, было одно, напомнившее мне о другом сервисе вопросов и ответов. Даже пошёл смотреть, а не такой ли у них знак, вдруг я подсознательно создал что-то похожее… Но нет, в их знаке была просто @, а мог бы быть вариант поинтересней:
UX/UI дизайнер. Веду подкаст, в котором общаюсь с творческими людьми.Перейти на vk.com/alfi_podcast
1 эксперт согласен
Ух ты! Всегда интересно почитать о поисках решения задачи и размышлениях по этому поводу. С удовольствием... Читать дальше
Спасибо, интересная статья, жаль нет про шрифты.
Логотип с лупой (последний) понравился больше других.
Сам, когда думал над логотипом Кью, пытался обыгрывать question, curiosity и человека из-за угла
Поскольку я не дизайнер, буду благодарен за критику :)
Сколько читаю ваши посты они всё про поговорить. Мало работы с формой , и мало образных сочетаний, даже скорее они с отрицательным знаком. 5 минут работы дизайнера привращаются в иллиаду, без качественного результата не думаю что это правильно
@ПАРЕНЁК ЛАЗУТЧИК, мне кажется что самый лучший логотип это когда он максимально понятный любому человеку-чем занимается фирма.