Буржуа — понятие, пришедшее к нам из французского языка, где оно означает горожанина. Самым близким аналогом в русском языке будет слово «мещанин» — сословие городских жителей, не относящихся к дворянству, духовенству и иным выделенным в отдельные категории частям общества. В Российской Империи мещане (русские буржуа в изначальном понимании) были податным сословием, подлежали телесному наказанию и из них набирались рекруты в армию.
В начале ХХ века слово «буржуа» или, что более часто используемо, «буржуй» — приобрело яркую негативную коннотацию и часто использовалось социал-демократическими и народническими партиями в своей работе и агитации.
В ней типичный буржуй предстает алчным и беспринципным бизнесменом-эксплуататором, угнетающим работающих на него людей. Именно тогда слово, изначально означавшее бесправное и податное «третье сословие», стало означать сильных и богатых мира сего — дворян, купцов, промышленников, фабрикантов.
Это новое понимание буржуазии базировалось на системе угнетения, критикуемой Карлом Марксом, когда буржуй (собственник средств производства — станков, помещений и т.д.) широко использует в работе своих предприятий наемных труд — рабочих или, на селе, батраков. Используя в своем производительном труде средства производства, принадлежащие буржую, рабочие создают товар, который неминуемо отчуждается от них и реализуется.
Совершенно естественно, что собственник бизнеса стремится максимизировать свои прибыли, а потому в цену получившегося товара закладывает как издержки на износ оборудования, так и стоимость материалов вкупе с зарплатой наемного рабочего. Более того он хочет извлечь дополнительную прибыль для себя и потому просит еще чуть-чуть сверху — так формируется прибавочная стоимость. Эта стоимость, по факту создаваемая исключительно трудом наёмного рабочего (сверх стоимости его рабочей силы), безвозмездно присваивается буржуем. То есть, согласно марксистской парадигме, буржуазия натурально грабит своих работников.
Буржуа, они же капиталисты, - это те, кто живет на доходы от капитала. Как следствие. Им нет нужды продавать свой труд, чтобы кормиться\жить на вырученные от этого деньги. В этом их преимущество в сравнении с другими членами общества. Они в нем на особом положении.