Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Пилот. Хоккеист. Блоггер. Подкастер. В свободное время работаю тестировщиком.  · 1 апр 2021  · yandex.ru/q/loves/mamayaletal

Дети часто умнее, чем вы думаете, или Интернет - это не только зло.

Крошка-сын (восемь лет) к отцу пришёл, и спросила кроха: "А давай сделаем опыт, где надо вставить трубочку в отверстие в бутылке - и вода не будет выливаться?" А я то на подъём лёгкий, тем более если может выпасть случай поумничать. Взяли пластиковую бутылку с водой, просверлили в крышке дырку (попутно обсудив, чем шуруповёрт отличается от дрели, какое лучше взять сверло, почему они отличаются и зачем на сверле канавки), вставили трубочку, провели опыт. И после этого он мне объяснил, почему так происходит, что такое атмосферное давление, почему с большим отверстием фокус не получится и что вода польётся, если бутылку сжать. Не то, чтобы прямо вот точно, но довольно складно. Я его поправил в мелочах, но в целом он был прав. И я его этому не учил. Я искренне считал, что для восьмилетнего ребенка это будет сложно.
Но это не самое крутое. Я попытался поправить небольшие неточности в его объяснении, и в итоге мы проговорили больше часа. Это не так просто удержать внимание восьмилетнего мальчика втечение часа, но это был не урок и не просто занудное объяснение - это был диалог. Оказалось, что он знает, что такое атмосферное давление, а также то, что давление убывает с высотой. Когда я рассказал ему, как работает высотомер в самолёте, который по сути есть манометр, проградуированный в футах, он в ответ рассказал мне про терминальную скорость - скорость свободного падения, при достижении которой сила притяжения компенсируется силой сопротивления воздуха, так что тело больше не ускоряется. Параллельно мы обсудили, как падают отработавшие ступени ракет, как рассчитать траекторию падающего тела и как инженеры SpaceX сажают ступени на сравнительно небольшие платформы в океане. Ну и там ещё куча попутных мелочей.
Конечно, какие-то вещи ему объясняю я. Обычно это простые вещи - больше механики, немного оптики, совсем чуть-чуть термодинамики; что-то, что можно наблюдать непосредственно. Я всегда отвечаю на его вопросы и всегда честно говорю, если какую-то часть невозможно пока объяснить, потому что это слложно. Само собой, я не гружу его формулами, законами и графиками: на этом этапе главное - это понимание. Но я не думал, что мой сын готов обсуждать более отвлечённые, более абстрактные явления. И не просто обсуждать, но рассказывать о них.
Само собой, я спросил его, откуда он всё это знает. Оказалось, что когда он, что называется, "утыкается в свой планшет", он смотрит не только условного "Губку Боба", но и кучу образовательных роликов для детей, а такде читает книги - как художественные, так и образовательные. Конечно, на его планшете стоит ограничение по возрасту, но в общем случае это не модет помешать деградировать. Это его выбор. И это здорово. Когда майнкрафт прослаивается роликами о том, как усстроено внутреннее ухо, я спокоен за своего сына.
Кроме прочего, растёт человек, с которым мне будет о чём поговорить. И нам, видимо, удалось дать какую-то особую установку, которая теперь сподвигает его исследовать, тянуться к тому, чтобы понимать, как устроен мир вокруг него.
Интересная деталь: все эти ролики он смотрит на английском языке, но обсуждаем мы их на русском. И иногда он знает как то или иное явление называется на английском, но не знает его русского перевода. Прямо как у меня сейчас с авиацией - я учусь на английском, и потому в подкастах иногда не могу оперативно подобрать правильный перевод и пытаюсь его создать или использовать описание того, о чём я говорю. Так вот, он делает то же самое. Он пытается. Он не сдаётся. Ему нравится.
Прежде чем говорить о том, что новое поколение потеряно и безнадёжно, посмотрите, чем заняты ваши дети.
А я наткнулась , листая историю запросов в телефоне у ребенка. На психологические лекции. Запрос был"почему сестра... Читать дальше