Здравствуйте.
На самом деле ситуация несколько патовая. С собачьей точки зрения собака, конечно, права. Дело в том, что если она считает какой-то ресурс особо ценным, а этот ресурс бесхозно лежит на земле, то есть он в настоящий момент ничей, то почему бы им не завладеть? А если уж завладела, то почему надо этим, ценным, честно добытым, с кем-то делиться?
С собачьей точки зрения нет своего и чужого. Только если в настоящий момент кто-то владеет ресурсом, либо совершенно явно заявляет на это свои права, то оно действительно чужое. Во всех остальных случаях – извините, оно тут лежало и было совсем ничье, поэтому я забрала и теперь оно будет мое и никому не отдам.
Возникает вопрос, почему для собаки игрушка настолько важна, причем любая игрушка, и важна настолько, что собака готова активно ее защищать. Но это несколько другая история.
Что можно сделать в такой ситуации, с моей точки зрения:
- Научить собаку просить или спрашивать что-то через взгляд в глаза. То есть учим просто смотреть в глаза во всех случаях, чтобы у собаки это закрепилось на уровне рефлекса: в любой непонятной ситуации – посмотри в глаза хозяину. Если хозяин на тебя не смотрит или отвернулся в сторону – найди его глаза и тоже посмотри. Затем начинаем этот навык эксплуатировать во всех бытовых ситуациях. Например, собака смотрит в глаза, сидя над миской еды, ожидая вашего разрешения. Собака смотрит в глаза на выходе из двери (на прогулку, допустим), ожидая вашего разрешения выйти. То же с игрушкой: хочешь взять игрушку – спроси разрешения через глазки. Как правило, собаки, усвоившие этот навык, быстро понимая, что это простое действие вознаграждается и становится для них выгодным, сами начинают предлагать глазки настолько часто, насколько это возможно. Тут надо только не зевать и все время подкреплять в самом начале, чтобы хорошенько закрепить.
- Научить собаку брать предметы, включая игрушки, по команде. Это, кстати, очень полезный бытовой навык вообще, с его помощью можно вообще сделать из собаки настоящего помощника. Когда мы ставим нежелательное поведение под контроль команды, это же действие без команды становится невыгодным, в то время как по команде – совсем наоборот.
Важный момент: сочетание этих двух пунктов с вероятностью 99% приведет к желаемому результату.
- Обучение самоконтролю будет не лишним, чтобы первичный импульс «увидела – схватить – охранять» собака все же контролировала. Иными словами – могла сама отказаться от желаемого. Простые бытовые упражнения на этот счет описаны в п. 1 – ожидание разрешения есть из миски и выйти за дверь на прогулку.
- Научить собаку переключению. Это вообще очень полезный навык, который во многом облегчает жизнь с собакой. Даже если прямо сейчас собака очень сильно чем-то занята или увлечена – она должна уметь переключиться на что-то другое. Этим чем-то может быть ваша команда, подзыв, другая игрушка, и т.д.
- Не лишним будет также научить собаку отдавать предметы по вашей команде. У вас все же должен быть инструмент забрать у собаки что-то, даже если оно для нее очень важно и ценно.
В описанной вами ситуации до того, как данное поведение будет скорректировано, лучше все же избегать провокаций. При работе с нежелательным поведением собаки, очень важно создать все условия, при которых собака не сможет проявить это поведение. Любой инцидент будет откатывать коррекцию назад.
Как видите, пунктов, которые нужно проработать с собакой, довольно много, поэтому не могу расписать каждый из них подробно. Лучше все это сделать под контролем и с помощью инструктора.