Хорошим примером, на мой взгяд, является Богота в Колумбии, где велосипедное движение появилось благодаря мэру, переорганизации общественного транспорта с выделением отдельных полос для автобусов и автобусных станций. Так же начали активно развивать велосипедную инфраструктуру и менять отношение жителей к велосипедам, что это безопасный вид транспорта. Даже сам мэр постоянно передвигается на велосипеде и даже устраивают день без машин с 2000 года!
На примере Боготы важны следующие факторы:
инициатива от администрации
личный пример мэра
инвестиции в общественный транспорт
инвестиции в инфраструктуру
празднование культуры и победы в активном велодвижении
Я специально привожу пример не самой благополучной страны в мире, так как Копенгаген или даже Берлин могут вызвать сопротивление со словами, что все города Европы маленькие и культура у них давно развита и тд и тп.
Климат, естественно, является сдерживающим фактором, но не является неразрешимой проблемой.
В Австралии, например, климат тоже проблема - там ооочень жарко и в некоторые дни на самом деле сложно выехать, когда солнышко греет +45. В данном случае нужно создавать зеленый каркас вдоль велосипедных и пешеходных маршрутов. В принципе, озеленение вдоль улиц и пешеходных и вело маршрутов важный компонент для нашего комфорта и здоровья в любом городе, не смотря на климат. В Австралии в городе некоторые велосипедные дорожки проходят просто вдоль электрички, казалось бы ширина позволяет, легко можно доехать от точки А в точку Б, но если выезжать рано утром часов в 5 и возвращаться домой после 8, когда нет еще страшной жары. Деревьев с пышной кроной, что создавали мы комфортную тень для передвижения в любое время суток не хватает.
В нашем климате можно отдавать приоритет пешеходам и велосипедистам в любое время года - чистить дорожки, посыпать их, в северных странах даже существует асфальт с подогревом :) Своевременная забота и уход от снега поможет сохранить качество покрытия без постоянных капитальных ямочных ремонтов по весне.
Связность маршрута другой важный фактор. Часто так бывает, что один район ответсвенно подошел к велодорожной сети, но в другом районе эти дорожки исчезают и передвигаться приходится либо вдоль дороги, либо по тротуарам. Концепция и внедрение инфрастуктуры по всему городу так же важны.
Хранение велосипедов и возможность оставить свой экологичный транспорт на целый день около офиса или около жд станции безопасно так же важно для владельца велосипеда. У меня у самой в Берлине украли новенький велосипед, хотя он был крепко прикован к велопарковке во дворе жилого дома. В Австралии около жд станций продуманы "домики" на замке для стоянки велосипедов на целый день. Про чудо подземные технологии Японии я вообще молчу, в Копенгагене есть двухэтажные парковки для велосипедов.
Кроме велосипедов в современном мире нам так же стоит задуматься и о самокатах, роликах, электросамокатах, электрочудоколесе и прочих видах малой мобильности, что становятся естественным способом передвижения в городской среде. На законодательном уровне нужно определение кому принадлежат тротуары и как совместить полосы для альтернативных средств передвижения, какие скорости допустимы в том числе.
Комфортные условия, что подходят для велосипедистов, так же актуальны и для маломобильныз групп населения, поэтому предлагаю мыслить шире в данном вопросе. Инвестиции в комфортную и доступную среду с озеленением благоприятно скажется на более широкой группе жителей и увеличит их мобильность :)
Ответ развернутый и содержит конкретные факты, которые можно проверить.
Должны быть велодорожки, велопарковки, в общем, двухколёснику должно быть максимально комфортно. Либо же можно пойти с другого конца - сделать использование автомобилей максимально дорогим и неудобным