(Москва, 2022)
Для начала разберемся в разнице между понятиями «аренда» и «найм» жилого помещения, потому что даже у агентов порой большая путаница в головах.
- Если человек-собственник сдает за денежную плату жилое помещение (комнату, квартиру, дом) физическому лицу, то речь идет о коммерческом найме жилого помещения. В этом случае сдающий называется «наймодателем», а снимающий – «нанимателем».
- Если человек сдает такое помещение юридическому лицу (например, для проживания сотрудника компании), то речь идет об аренде жилого помещения. Сдающий называется «арендодателем», а снимающий «арендатором».
Составляя и/или подписывая договор найма/аренды – не путайте вышеназванные понятия. Точность формулировок важна, если вдруг придется обратиться в суд или сослаться на законодательство.
Рынок, на котором люди находят друг друга, чтобы сдать или снять жилье, по сути – виртуальное место, и обретает реальные черты привычного рынка только в конкретной квартире при встрече двух сторон. В обиходе это место именуется рынком аренды, такое понятие я и буду употреблять. Место действия – Москва. Полагаю, что подобная ситуация характерна для всех крупных городов страны, т.к. они являются центром притяжения учащегося и работающего населения.
Итак, рынок аренды жилья в 2022 году пережил клиническую смерть. В марте, апреле, мае, июне пациент был «скорее мертв, чем жив».
Эти месяцы и в прежние-то годы не отличались активностью. Традиционно весной миграция в стране на самом низком уровне:
- все студенты уже устроены;
- семьи с несовершеннолетними детьми никуда не переезжают - ждут окончания учебного процесса;
- желающие сменить работу и, в связи с этим, перебраться на другое место жительства - откладывают этот момент до начала нового делового сезона (т.е. сентября).
К перечисленным факторам нынешний год добавил:
- перенасыщение рынка аренды квартирами, купленными в предыдущие полтора года в качестве инвестиционных проектов - на разогретом рынке купли-продажи (осень 2020 - зима 2022 г.г.) многие объекты приобретались специально под дальнейшую сдачу;
- вывод на рынок аренды квартир, которые «зависли» на рынке продажи (после мартовского «взлета» ипотечных ставок продавцы поняли, что продать в ближайшее время не получится, и решили временно сдать);
- массовые сокращения в компаниях, так или иначе связанных с зарубежным сотрудничеством, и отъезд населения из столицы (возвращение в регионы или эмиграция);
- невозможность найти место работы в связи с отсутствием новых подходящих вакансий, и отсюда - бессмысленность переезда в столицу.
К концу мая появилась информация от рекламных агрегаторов, что предложение на рынке аренды жилой недвижимости в Москве с февраля увеличилось на 88 %! Срок экспозиции растянулся на 4-8 недель. Собственники хватались за каждого, кто проявлял интерес к их квартирам. Требования к нанимателям резко снизились: лишь бы приличный и платежеспособный (ни первое, ни второе кроме как «на глаз» определить при знакомстве невозможно). Не у всех наймодателей выдержали нервы: для кого-то деньги со сдающейся квартиры – единственный источник дохода, для кого-то – прибавка к пенсии, а кто-то этими суммами гасит ипотеку. Цены в объявлениях «сдам квартиру» поползли вниз. Моя коллега выставила в рекламу свою однокомнатную квартиру 20 апреля за 38 тысяч рублей (стандартная несезонная цена в ее районе), а договор найма подписала 31 мая с ежемесячным платежом 32 тысячи рублей. Ну, согласитесь, приличный дисконт!
Надежды на оздоровление ушедшего в кому столичного рынка аренды жилья были связаны с июлем. А точнее – с неизбежным постэкзаменационным наплывом в московские вузы абитуриентов со всей страны. И это произошло! МОЛОДЕЖЬ, УСПЕШНО ПОСТУПИВШАЯ В ИНСТИТУТЫ И УНИВЕРСИТЕТЫ МОСКВЫ, ЗА МЕСЯЦ ВОЗРОДИЛА К ЖИЗНИ ПРОЦЕСС НАЙМА КВАРТИР. Более того, уже в конце июля цифры ежемесячных платежей в договорах между наймодателями и нанимателями вернулись к прошлогодним – самым высоким за историю – показателям. За некоторые интересные объекты развернулась привычная конкурентная борьба. Казалось бы – высокий сезон аренды оправдал себя.
Но так ли все радужно в этой сфере? Надо признать: не везде и не у всех. Об этом, и о том, какой товар предлагается сегодня на рынке аренды, за что готовы или не готовы платить наниматели – в ближайшей публикации.
На фото: вид на Москву с 89-го этажа.