Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
эксперт в области PR и маркетинга, бизнес-тренер, спикер, автор книг  · 3 июн 2021  ·
aslanovPR

Нужно ли поправлять ошибки в речи собеседников?

Вы беседуете с каким-то человеком, а он говорит с ошибками. Например, тортЫ вместо тОрты или одевать вместо надевать.
Будете ли вы поправлять такого человека. Вежливо ли это? Будете ли сами подстраиваться под его манеру речи или, не поправляя, сами демонстративно будете говорить правильно?
Я считаю, что ответ зависит от того, кто ваш собеседник.
Просто посторонний.
Если это просто коллега, приятель, знакомый, однокашник, встреченный случайно на улице, сосед, продавец в магазине и так далее, то пусть говорит как хочет.
Да, обидно за русский язык. Да, хочется, чтобы как можно больше людей говорили правильно, не делали ошибок и не подавали дурной пример остальным. Но полицию русского языка пока еще не придумали, и набор сотрудников туда не ведут. А надоедливые всезнайки и граммар-наци вызывают только раздражение у окружающих.
Хотите всех злить? Тогда, пожалуйста, поправляйте. Я же рекомендую воздержаться.
Даже близкие люди не будут счастливы от постоянных напоминаний об их безграмотности.
Близкие люди.
Тут все сложно. Если это дети, то, мне кажется, поправлять и делать замечания надо обязательно. Кто, если не вы, отвечает за то, чтобы они выросли грамотными и культурными людьми? Не школа же. И не министерство образования уж точно.
Вполне можно, на мой взгляд, мягко корректировать и родителей, включая родителей супруга/супруги. Ну как минимум потому, что они тоже общаются с вашими детьми и должны подавать правильный пример. По-моему, это отличная отмазка.
А вот насчет мужа-жены решайте сами. Все зависит от ваших отношений и от вашего авторитета внутри семьи. Мир и покой, мне кажется, дороже чистоты языка.
Начальник.
Поправлять руководителя, с моей точки зрения, нужно только в одном случае – если вы его пресс-секретарь или пиарщик. Вот тут вы головой отвечаете за то, чтобы он не ляпнул звОнит или не присваивал кофе средний род. Потому что, если руководитель выступает на публике или дает интервью, он обязан говорить идеально и не быть посмешищем. Значит, вы должны поправлять, подсказывать, помогать запомнить правильные варианты произношения.
Клиент.
Вы менеджер по продажам и пришли на переговоры к клиенту, а он говорит гопник с тремя классами образования. Что будете делать? Поправлять? Игнорировать ошибки? Или для того, чтобы ему понравиться и заключить сделку, сами начнете говорить в той же манере и коверкать великий и могучий просторечными выражениями и неправильными ударениями?
Напишите в комментариях. И напишите, поправляете ли вы окружающих. И правильно ли это на ваш взгляд.
Подпишитесь на мой телеграм-канал о PR и маркетингеПерейти на t.me/aslanovPR

можно и нужно. главное не унижать их достоинство

С точки зрения хорошего тона, поправлять речевые устные или письменные оплошности посторонних невежливо. Это базовое правило этикета.

Кроме трех случаев:

  • это входит в ваши профессиональные обязанности и человек, которого вы поправляете - участник данного процесса (учитель-ученик, редактор-автор текста, корректор-автор текста, верный вариант автора статьи- пр-менеджер-сотрудник предприятия и т.п.);

  • родители и дети, самые близкие члены семьи;

  • наличие конкретной договоренности между людьми о том, что поправки уместны или желанны.

@Анна Дыяк, а как относиться к поборникам правописания в соцсетях? Их замечания невежливы? Иногда эти учителя страдают безмерно, судя по их замечаниям)))

Я всегда поправляю продавцов-консультантов, сотрудников банка и пр. в надежде, что они запомнят и будут правильно употреблять слова. Ну не могу я промолчать, когда говорят "ихний" или "более двухста". Еще не понимаю, почему по телику говорят неграмотно, если это не прямой эфир. Кто-то ведь должен следить за тем, что выпускается?

Я стараюсь поправлять ненавязчиво и только тогда, когда ошибка правда режет слух. Есть например такая распространенная ошибка, оборот "Я рахую, що..." . Пошла от кальки с русского, "рахувати"="считать". Я считаю, что... Беда в том, что глагол "рахувати" относится только к процессу пересчета чего-либо. А "считать" в смысле иметь какое-то мнение - обозначается другим словом. Поэтому четко отвечаю - "я тут нiчого не рахую, рахують касiрки, але я ВВАЖАЮ, що..." Замечала, что примерно со 2-3го раза усваивают.

Я никого не поправляю , кроме собственной жены , за что она всегда благодарит меня . Спрашивает ,если не уверена в написании слова , тоже с благодарностью .

@Игорь Шарапов, всегда восхищаюсь словами: "Собственная жена". Разве человек может быть собственностью?
Большинству людей абсолютно всё равно "звОнят" или звонЯт", и никакой "обиды за русский язык" это не вызывает.
Плохо, когда матерятся нагло и открыто, когда употребляют малопонятный сленг где надо и не надо, когда "козыряют" американизмами. Это пошло и глупо, да вот в таком мире мы живём...
Учить людей жить не следует, кроме случаев в комментарии выше, зачем дёргать собаку за хвост?
Согласна с Анной, взрослым замечания не делают. У меня подруга говорит много слов неправильно. Пыталась её поправлять очень мягко, но она как говорила неправильно, так и говорит дальше :((( А она у меня юрист и работает с клиентами, ходит в суды и прочее... Бывает человек правильно говорит, но иногда оговаривается, стоит просто не заметить.
Комментарий был удалён за нарушение правил

@Евгений Шелепин, ехидство мерзейшая черта, уважаемый. Как там у Гоголя? Над кем смеетесь господа? Над собой смеетесь