Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Консультант-психолог, большой опыт помощи предпринимателям и руководителям в работе с...  · 11 дек 2022  · egoscript.ru/uslugi/konsultatsiya

Моделирование стратегий психотерапевтического общения при патологических внутренних диалогах. Е. Соколова, Е. Чечельницкая. Часть 4.

Московский психотерапевтический журнал, 2001, № 1 
Изложенные выше психотерапевтические стратегии нуждаются в дополнительном обсуждении. Описывая их, мы обращали особое внимание на  те моменты психотерапевтического процесса, когда уместна смена терапевтических позиций. 
Так, пациент с патологическим внутренним диалогом "Я-Взывающий -  Другой-Безмолвствующий", убедившись в стабильности существования  живого, "ответствующего" психотерапевта, готов отвечать на его вопросы.  Психотерапевтическая позиция вопрошания может смениться Эхо-позицией,  когда пациент перестает быть "охваченным" чувствами и становится  способным к исследованию территории собственного Я в поиске ресурсов  самоподдержки. Чем увереннее звучит голос Я, тем уместнее  аккомпанирующая Угу-позиция психотерапевта как условно-значимого  Другого. Психотерапевтическая позиция молчания удостоверяет взросление  пациента, его готовность "ответствовать" за свою судьбу и  сформированность как диалогической личности. 
В общении с пациентом, которому свойственен патологический  внутренний диалог "Я-Нежелающий слышать - Другой-Неумолкающий",  смена психотерапевтической позиции молчания на Угу-позицию уместна  тогда, когда он, убедившись в безопасности существования Я, способен  заметить существование Другого без страха аннигиляции. С появлением пауз  в речи пациента, свидетельствующих об уменьшении страха вторжения,  психотерапевт может заговорить "человеческим голосом" (правда, словами  пациента). Переход от Эхо-позиции к позиции вопрошания возможен по  мере возрастания у пациента интереса к Другому; психотерапевтическая  позиция ответствования уместна, когда пациент готов к встрече с Другим как  уникальной личностью. 
Вряд ли возможно найти жесткие критерии, на основании которых  должен осуществляться переход от одной психотерапевтической позиции к  другой в рамках целостной психотерапевтической стратегии. Правомерно  говорить лишь о существующем в клинической практике общем правиле,  согласно которому следует переходить от изначально поддерживающих ко  все более конфронтирующим приемам психотерапевтического общения по  мере того, как пациент "вырастает" и становится способен вынести  конфронтацию, не разрушаясь. 
Иногда о возможности подобного перехода можно судить непосредственно, по словам пациента. К примеру, когда пациент с патологическим  внутренним диалогом "Я-Взывающий - Другой-Безмолвствующий" впервые  перестает плакать и начинает говорить, сам факт слов свидетельствует о  готовности вести диалог с вопрошающим психотерапевтом. На уместность  смены психотерапевтической позиции указывают, с нашей точки зрения, и  слова благодарности пациента: "Благодаря Вашим словам (вопросам,  молчанию) я …". Однако известно, сколь непросто бывает многим пациентам  (особенно, с пограничной личностной организацией) говорить о своей  признательности психотерапевту за помощь. Поэтому последний, выбирая  наиболее подходящее, время для смены психотерапевтической позиции,  должен обращать особое внимание на те моменты, когда из уст пациента  звучит признание самого факта помощи, оказанной посредством слов, вопросов, молчания психотерапевта: "Ваши слова (вопросы, молчание)  помогли мне (способствовали тому, что я)…". В каждом таком случае для психотерапевта становится оправданным переход к новой позиции в диалоге. 
На что бы ни ориентировался психотерапевт при смене психотерапевтических позиций - на определенные высказывания пациента либо на  свою, базирующуюся на опыте и "контрпереносных" чувствах, интуицию - о  своевременности новой позиции в диалоге можно заключить по факту его  продолжения. Раз пациент продолжает вести диалог с занявшим более  конфронтирующую позицию психотерапевтом, значит, он способен на такой  диалог, готов к нему. Конечно, в переходные моменты диалога он всегда  труден для обоих участников. Психотерапевту необходимо следить, чтобы  степень трудности была оптимальной. Пациент должен быть оберегаем и от  чрезмерного, "не по    возрасту" напряжения, и от  псевдо психотерапевтического стремления облегчить ему жизнь, и от  саморазрушительного желания погружаться в отношения по принципу "чем  труднее, тем лучше". 
До сих пор, моделируя психотерапевтические стратегии при патологических внутренних диалогах, мы описывали идеальный психотерапевтический процесс, в котором, во-первых, происходит четкая смена психотерапевтических позиций, и, во-вторых, задействованы они все. Очевидно,  что в реальном взаимодействии с пациентом психотерапевт может лишь  осознанно стремиться к тому, чтобы в начале психотерапевтического  процесса вести диалог по преимуществу с одной из позиций, затем - с другой  и т.д. При этом пациент (особенно, если он имеет пограничную личностную  организацию) способен долгое время не позволять или даже никогда не  позволить психотерапевту занять какую-либо из конфронтирующих позиций,  "задержавшись" или "остановившись" в индивидуальном росте. Это не  означает неэффективности психотерапии. По нашему мнению, о  психотерапевтическом успехе можно говорить во всех случаях, когда  пациент стал способен к диалогу, в котором психотерапевт занимает уже  не первоначально-поддерживающую позицию, а любую иную. Так, для  пациента с патологическим внутренним диалогом "Я-Взывающий -  Другой-Безмолвствующий" можно      говорить об относительной  эффективности психотерапевтической работы, если он готов вести диалог с  "вопрошающим", а не только "ответствующим" психотерапевтом.   Об    относительном   психотерапевтическом   успехе можно заключить и в том  случае, когда пациент с патологическим внутренним диалогом  "Я-Нежелающий слышать - Другой-Неумолкающий" становится  толерантным хотя бы к "угуканью" психотерапевта. 
Мы надеемся, что изложенные выше размышления о психотерапевтических стратегиях при патологических внутренних диалогах как последовательной смене занимаемых психотерапевтом позиций будут полезны  для интеграции нередко разрозненных, жестко привязанных к определенной  школе представлений о психотерапевтическом общении. 
Мы также считаем, что для развития способности к общению с различных психотерапевтических позиций в рамках целостных психотерапевтических стратегий необходим диалог "взывающего и желающего  слышать" психотерапевта с "супервизирующим"  Другим.  
Запись в Whats App: 8-920-407-99-99, приём в Воронеже, Skype видео консультацияПерейти на egoscript.ru/uslugi/konsultatsiya
2 эксперта согласны