Я изучаю виды мошенничества. Не подумайте, что собралась разработать еще один вид: ). Исключительно только, чтобы обезопасить себя и близких. На сайте
https://www.tadviser.ru увидела статистику, что 85% россиян получали звонки или сообщения мошенников, попадали на фишинговые сайты или иным образом контактировали со злоумышленниками. Из них 8% стали жертвами схем мошенников и потеряли деньги, при этом каждый седьмой не знает, почему данные банковской карты стали известны мошенникам.
Россияне не знают правила использования карт и не умеют противостоять манипуляциям, которые применяют мошенники.
Большинство россиян не располагают достаточными знаниями о безопасности банковских карт. Исследования показывают, только 0,2% россиян, которые участвовали в опросе знают, какую информацию по банковской карте и кому разрешается предоставлять, и как отличить безопасный веб-сайт для оплаты в Интернете.
Потери россиян в результате действий кибермошенников в 2020 году есть на сайте
https://tass.ru, это около 10 млрд. рублей. Банк России отмечает, что количество операций без согласия клиента увеличилось на 34% — 773,008 тыс. операций за 2020 год против 576,897 тыс. операций за 2019 год. За девять месяцев 2021 года злоумышленники похитили у клиентов банков 9 миллиардов рублей, что в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года, следует из материалов ЦБ.
Вариантов мошенничества множество.
В этой статье расскажу примеры из жизни. Одно произошло с коллегой, второе со мной лично.
Случай с коллегой.
Осенью 2021 года сотрудник государственного учреждения оформил листок нетрудоспособности. В отсутствие сотрудника в государственное учреждение позвонили из кредитной организации непосредственному руководителю этого сотрудника и попросили разобраться в ситуации, якобы идет серьезное нарушение срока оплаты по кредиту, на что получили отказ. Мошенники не успокоились на этом и звонки продолжились, но уже заместителю руководителя государственного учреждения. Попытки мошенников закончились тем, что номер сотового телефона сотрудника предоставлен по согласованию с ним, после чего звонки с угрозами продолжились непосредственно на полученный номер телефона. Требования заключались в срочной отправке копии паспорта и погашении суммы долга. На вопрос сотрудника, назвать адрес филиала банка мошенники отвечали отказом и говорили, что самый близкий офис находится далеко от города, в котором живет сотрудник. Угрозы и звонки продолжались два дня. Сотрудник обратился в полицию. В момент составления протокола раздался звонок с очередными угрозами и сотрудник передал телефон представителю власти. После этого звонки прекратились.
Случай со мной.
Весной 2022 года я пошла обучаться на курс по продвижению во Вконтакте к предпринимателю у которой за две недели до этого случая прошла месячный курс по развитию проекта. Предприниматель разместила пост во Вконтакте об организации мероприятия с указанием ссылки на оплату. Я прошла по ссылке и оплатила. Для оплаты в интернете, использую одну и ту же карту, на которую перечисляю необходимую сумму для оплаты. Оплата прошла. На почту пришло письмо с подтверждением. Дальше самое интересное. Я забеспокоилась, что не приходит ссылка на вебинарную комнату. Вижу сообщение под постом о проведении мероприятия, что у одной из участниц сняли деньги с карты, при попытке оплаты участия в мероприятии. А теперь внимание. Не делайте так. Я присоединяюсь к диалогу и говорю, что не пришла ссылка на почту. Через секунду приходит в личку сообщение от милой девушки с текстом следующего содержания:
«Пришлите чек или скриншот оплаты участия».
Присылаю. Следующее сообщение:
«Вижу, напишите ФИО и Ваш электронный адрес. И пришлите скриншот где видно СМС с описанием Вашей оплаты». Отправляю, что просит и скриншот кассового чека. А дальше кульминация:
«Вижу, сейчас пришлю ссылку для подтверждения оплаты.»
«Вот ссылка для подтверждения, после подтверждения отпишитесь мне.»
«Вам необходимо перейти по ссылке, указать карту с которой вы оплачивали и подтвердить платеж по СМС. После успешного подтверждения отпишитесь.»
«Получается?»
«Ну что?»
«Вы здесь? Вы будете подтверждать оплату?»
«Не, не буду!» — ответила я.
В тот же день профиль этого человека заблокировала администрация Вконтакте.
Совет (размещен на сайте fincult.info) — не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надежной, а телефон верным, сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверяйте в официальных справочниках.
Если приходит СМС о зачислении средств и сообщение похоже на привычное уведомление банка, а затем звонит якобы растяпа, который по ошибке зачислил вам деньги и просит вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему. Проверьте состояние счета, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить деньги мошенникам.
Если приходит уведомление «Подтвердите покупку» и код, а следом раздается звонок опять же от «рассеянного» человека, который говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать код, ни в коем случае не делайте этого. Мошенники выманивают код, чтобы списать с вашего счета деньги или подписать на ненужный платный сервис.
Никому не сообщайте персональные данные, пароли и коды. Сотрудникам банка они не нужны, а мошенникам откроют доступ к деньгам. Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне. Проверяйте информацию.
Если говорят, будто вы что-то выиграли или c вашей карты случайно списали деньги и нужно назвать свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и перезвоните в банк по номеру телефона на обратной стороне вашей карты.
Если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности, свяжитесь с ними напрямую.
Установите на компьютер антивирус – и себе, и родственникам.
Если мошенники украли деньги с карты:
- Позвоните в банк (номер есть на обороте карты или на главной странице сайта банка) , сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
- Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией.
- Подайте заявление в полицию по месту жительства.