К посту выше про транспортную инфраструктуру. Нашёл в Сети проект-
схему железных дорог к 2030 году, появившуюся примерно лет пять назад и включающую и возможные участки ВСМ. Тут я вообще дилетант, чтобы рассуждать с умным видом глядя на карту, но всё-таки добавлю.
- Напрашивающийся ВСМ-коридор Краснодар—Волгоград—Саратов—Сызрань/Ульяновск—Казань—Нижний Новгород отсутствует, предлагается лишь участок ВСМ Волгоград (Элиста?)—Самара, и тот с пометкой “на перспективу/после 2030 года”. Также судя по карте (жаль, разрешение низковато) ВСМ-коридор Самара (Сызрань?)—Уфа—Екатеринбург—Тюмень—Омск—Новосибирск—Красноярск не планируется либо намечен шапочно и снова в рамках “после 2030-го”. А без ВСМ... Россия — страна расстояний. Существенных расстояний.
- Не совсем понятно, будут ли в этой перспективе региональные хабы. Во всяком случае, никаких условных обозначений для них нет. Из относительно очевидного — вероятен рост Екатеринбурга. Могут подтянуться Волгоград, Сызрань, Нижний. Развитие пограничных Курска, Смоленска и Челябинска зависит от экономических отношений с соседними странами и вообще импортно-экспортных потоков. Забавно, что даже с учётом всевозможных прожектов прямой связи по рельсам между Смоленском и Курском не предусматривается. По асфальту между ними всего чуть более 500 км, конечно, но что нет ж.-д. сообщения — тоже показательно в стратегическом смысле: логистическую ставку на оба города вряд ли сделают.
- Прогнозируется активное освоение Дальнего Востока “после 2030-го”. А вот коридор Архангельск—Пермь слабо привлекателен для жизни из-за холодного климата, но за счёт него может подняться Пермь. То же самое касается и остальных узлов — не выше 60-й параллели. Даже Магадан расположен на 59-й, как и СПб (но погоды там разные совершенно в силу географии).
Словом, напоминает бородатый анекдот про советское радио и письма радиослушателей с просьбами поставить экзотическую иностранную музыку: “Не выпендривайтесь. Слушайте «Валенки»”.
Мнение моё субъективное и поверхностное, подчёркиваю, хотя...