Вспомнился подзабытый алмаз конца 90-х. Осень 1998-го, только что случился страшный дефолт вечно деревянного ₽, и тут появляется вроде бы незамысловатая
песня “Красавчик” про... нормальных мужчин.
Ты, понятно, нравишься всем вокруг
И танцуешь ты круче других,
Ты хороший парень и верный друг,
Ты не наркоман и не псих.
Уникальная композиция даже с высоты наших дней. Хочется рыдать, слушая это в начале 2020-х, когда массовая культура искорёжена архаикой 00-х, вылившейся в карго-культ гипермаскулинности, мачизма и нормализацию (!) девиантных мужских типажей. Настолько, что амплуа “хорошего парня” внезапно превратилось в клеймо неудачника; романтизация блатного мира и криминальной среды утвердила клише, что
мужики и
ровные пацаны не танцуют (как тут не вспомнить статьи Владимира Пастухова про люмпенизацию и её бенефициаров!). И вообще, “ведь женщины любят подонков, лишь они оставляют здоровых потомков”, как заявила в своё время другая там мужская (!) группа. И тут бы учесть, что сцена для артиста — всего лишь сцена, роль, маска, образ... и что любые мужские слова о том, что женщины предпочитают строго определённую категорию мужчин, можно смело выбрасывать в корзину, потому что когнитивное искажение и ошибка оптики (то же самое касается и женских фраз, кстати)... однако ушло в массы. Мужская токсичность стала новой нормой.
И тем богаче контекст “Красавчика”. 1998 год.
Тогдашний масс-культ ещё пытался в социальное разнообразие, в дайвёрсити (1985—2005 — прекрасная пора откровений и свобод в искусстве), а женская попса была невероятно самобытной, концептуальной и экспериментальной. Едва ли не каждая певица старалась создать себе запоминающийся образ и исполнять незаурядные тексты. Даже женские поп-группы ещё не стали витриной объективации под два аккорда (взять хотя бы ранее творчество “Блестящих”). Те же “Стрелки” в 1999-м представили исповедальный трек “Ты бросил меня”, который трогает и сегодня.
Памятуя о сложной судьбе участниц группы и вообще этого проекта, тем удивительнее выглядит “Красавчик” в их дискографии, но... и тем выразительнее, что ли.
И если в 2000 году российская журналистика унисексуально
в шутку выбирала секс-символов, включая мужчин-журналистов (победил Леонид Парфёнов), то к 2020-м мужская внешность обесценилась невероятно, а слово “секс-символ” как будто исчезло из обихода применительно к мужчинам.
Какое тут “в глазах отраженье Луны”, воспетое “Стрелками”... До тех пор пока, впрочем, не полыхнула Лобода с треком
“Твои глаза” пять лет назад.
Итог этих 15—20 лет консервативного отката к
традиционным ценностям (искусственно спущенного в масс-культ советскими старцами) всё равно неутешителен — минус полтора поколения с гендерными психотравмами. Как тут не
упомянуть снова Доренко, подметившего, что 60-летние забрали у 30-летних практически всё. Доренко, между прочим, в том конкурсе секс-символов занял третье место.