Центр поддержки грудного вскармливания · 22 дек 2021
Навязчивое сосание пальцев
Бывает так, что сосание пальцев – уже не элемент знакомства со своим телом, характерный для возраста 3-4 месяца, а навязчивое действие, сигнализирующее о проблеме.
Родителям стоит насторожиться, если малыш младше или старше года сосёт пальцы слишком часто: это может происходить перед сном, во время и после сна, вместо груди, в коляске, во время ожидания или когда не заняты руки.
О чем могут говорить навязчивые движения ребенка? Тему раскрывает практикующий психолог-психотерапевт Анна Осипян.
Сосанием пальцев ребенок привыкает маскировать напряжение, снимать его, или получать удовольствие/сенсорную стимуляцию/отвлекаться от мира с его потоком информации.
Это неудовлетворенная потребность, перенапряжение или симптом, связанный с проблемами в семье.
НАПРИМЕР:
у родителей могут быть завышенные ожидания от ребенка, что вызывает у него регрессивные реакции в противовес.
может быть недостаточно тактильного контакта (что нередко связано с теми же завышенными ожиданиями, когда взрослые апеллируют к «пониманию» ребенком того, чего он еще не в состоянии понять, вместо простых и ясных взаимодействий).
может быть напряженность мамы, тревога.
в более серьёзном случае – проблемы в развитии малыша, разные виды аутизма.
Что с этим делать?
Признать, что проблема есть. Обратиться за помощью, как правило, это не одна-две консультации, а сопровождение или терапия.
От мамы потребуется больше внимания к ребёнку и ситуации, возможно, помощь семьи в других вопросах.
Смотреть, в каких ситуациях ребенок прибегает к навязчивым движениям, вести дневник, записывать контекст ситуации: что происходит до навязчивых действий, как реагируют взрослые.
Предугадывать, предупреждать или действовать в моменте – занимать ручки, пальчиковые игры, давать в руки разные материалы – сенсорные, тактильные мешочки, массажные мячики.
Обеспечить больше тактильного контакта со взрослым. Можно делать массаж – и всего тела, и ручек.
Актуальны будут игры на мышцы рта, языка, чтобы развивать вариативность движений и развитие других взаимодействий, порой их очень мало. Такие специалисты, как нейропсихолог, логопед или детский психолог, смогут подсказать, как их организовать.
Сенсорная интеграция – включать разные зоны мозга, осознание тела. Те же специалисты помогут оценить степень сенсорной интеграции и дать рекомендации по играм и занятиям.
Для более взрослых – сказкотерапия, песочная терапия, танцевальные игры.
Если дело в эмоциях мамы. В случае с неврозом или эмоциональными проблемами – маме важно обратиться к психологу. Если мама конституционально темпераментная, посмотреть, куда направлена её энергия – возможно, ребенок ею перегружен, тогда важны будут горизонтальные связи для мамы – подруги, фитнес-тренер, социальная группа, куда она может выгружать часть своей энергии.
Чего делать не надо?
Ругать малыша
Нагнетать вокруг его действий недовольство, агрессию, раздражение и страхи. Это не поможет, только сделает хуже.
Вынуждать ребенка не совершать навязчивых движений грубыми действиями.
как получается, что у него не расширяется поведенческий спектр для выражения эмоций и снятия напряжения
что происходит в семье
как сами взрослые обходятся со своими эмоциями.
Перерастёт ли ребёнок эту привычку?
Навязчивое сосание пальцев – не норма. Можно ждать, пока ребенок перерастёт, но так и не дождаться – сосание пальцев может продолжаться и до школы.
Может ли привычка вернуться?
Если какой-либо феномен возникает, он всегда может проявиться снова. Но благодаря вниманию и занятиям у ребенка появляется другая модель поведения, которую можно и нужно постепенно укреплять.
Искренне благодарим психолога Анну Осипян за помощь в подготовке статьи.