Итак, во время полёта вы находитесь на определенной высоте над уровнем моря. Несмотря на то, что кабина самолета герметична, атмосферное давление в ней значительно ниже, чем на поверхности земли.
Происходит соответствующее снижение парциального давления кислорода, что приводит к снижению насыщенности кислородом крови — на 10%. Такое снижение не представляет абсолютно никакой опасности для здоровых людей, тоже самое распространяется и на здоровых беременных женщин.
В крови плода находится большое количество эритроцитов, где-то с 11-13 недели гестации начинается активный синтез фетального гемоглобина (этот вид гемоглобина имеет повышенное сродство к кислороду), поэтому изменение парциального давления кислорода не играет абсолютно никакой существенной роли для вашего ребёнка.
Перелеты абсолютно противопоказаны при:
1. Наличии тяжёлой анемии у беременной женщины (Нв < 75 г/л). Лечим анемию — летим на самолёте.
2. Преэклампсия (ПЭ) — это грозное осложнение беременности, развивающееся после 20 недели беременности и характеризующееся повышенным артериальным давлением (выше 140 и/или 90 мм рт. ст.) протеинурией и нередко отеками.
3. Истмико-цервикальная недостаточность (ИЦН) — это патология шейки матки, при которой она преждевременно размягчается, укорачивается, происходит раскрытие внутреннего и наружного зева шейки матки и, таким образом, матка теряет способность удерживать плод в матке.
4. Предлежание плаценты после 26 недель беременности.
6. Разрыв плодных оболочек, угроза преждевременных родов.
7. Многоплодная беременность с высоким риском преждевременных родов.
8. Влажность воздуха в самолётах находится на низком уровне (~ 15%). Это приводит к увеличению потери жидкости кожей и слизистыми. К обезвоживанию это никогда не приведёт, ну если только вы не собираетесь лететь целый месяц). Поэтому кроме возможного ощущения сухости в носу и во рту — ничего более серьезного вам не грозит.
9. Перепады атмосферного давления зачастую приводят к "закладыванию" ушей, особенно если уже имеется заложенность носа, которая является частым спутником беременных женщин, что связано с вазодилатирующим действием прогестерона. Поэтому:
10. Полет предусматривает длительное пребывание в положении сидя (если, конечно, это не бизнес-класс). Это увеличивает риск возникновения отека нижних конечностей и тромбоза глубоких вен (ТГВ).
Для полётов, длительностью не более 4 часов, ничего, как правило, не показано, кроме как:
Низкие дозы аспирина не рекомендуются использовать для профилактики возможных тромбозов у беременных женщин.
Также, этот риск дополняется за счёт физиологической гиперкоагуляции во время беременности, при наличии ожирения, если уже были эпизоды тромбозов глубоких вен, в случае курения беременной женщиной.
1. В самолете уровень радиации несколько выше, чем на поверхности Земли. Но этот уровень является абсолютно не значимым для беременной женщины и её ребёнка. Если вы не работаете стюардессой и не совершаете до 10-15 перелётов в месяц — о радиации и её вредном воздействии можете забыть.
2. В каждом аэропорту, в целях безопасности и проверки пассажиров, установлены сканеры тела.
Они бывают 2 типов:
Агенство по охране здоровья и Департамент Транспорта Великобритании в своём совместном руководство сообщают, что общая доза облучения, полученная при сканировании тела Backscatter X-ray (2-3 раза, например), меньше, чем доза облучения, полученная от 2-х минутного полёта на самолёте, или от 1 часа нахождения на поверхности Земли. Что касается микроволновых сканеров, создающих 3-мерное изображение, то власти США сообщают, что излучение, полученное при прохождение такого сканера, в 10 000 раз ниже, чем излучение от мобильного телефона.
Предпочтительнее использование микроволновых сканеров, но если в аэропорту отсутсвует такой вид сканера, а вы не хотите получать дополнительную дозу облучения — вы всегда можете отказаться от прохождения сканера и пройти ручной досмотр. Так что все сканеры безопасны для вас и ребёнка.
3. Многие авиакомпании не позволяют женщинам летать в сроке беременности более 36 недель, что вполне логично, потому как это срок почти доношенной беременности и никому не хочется принимать роды на борту самолёта.
Поэтому после 36 недель куда-либо полететь может оказаться проблемой. Также, некоторые авиакомпании могут потребовать документ, указывающий предполагаемую дату родов и подтверждающий, что у вас нет никаких ожидаемых рисков от авиаперелета (обменная карта, справка от врача).
4. Для женщин с физиологической беременностью и без каких-либо дополнительных факторов риска, не существует ограничений для авиаперелетов. Это касается и ранних сроков беременности. Тем не менее, если была история с повторными выкидышами, внематочная беременность - целесообразно подтвердить методом УЗИ локализацию и жизнеспособность плода до поездки.
5. Подумайте о том, куда едете. Думаю не стоит экспериментировать с дикими джунглями или горными экспедициями в Гималаи. Помните о малярии, тропических лихорадках и пр. Так что собирайте всю информацию о стране, в которую собираетесь лететь, какие меры предосторожности вы должны соблюдать, нужна ли вакцинация от чего-либо и пр.