Дислексия — это, по сути, трудности в распознавании отдельных букв и слов и сопоставлении букв со звуками, которые влияют на способность человека читать и писать.
Мозг человека с дислексией обрабатывает письменные материалы как бы с ошибкой, затрудняя распознавание, написание и интерпретацию слов.
Это неврологическая проблема, которая может передаваться по наследству. Это НЕ результат плохого обучения или воспитания, НЕ следствие низкого интеллекта.
Диагноз обычно ставится в детстве, но заболевание остаётся на всю жизнь.
Ранняя постановка диагноза и дальнейшая поддержка помогают уменьшить влияние заболевания на жизнь.
Практически все дети с дислексией способны освоить навык чтения и письма, просто для этого требуется больше времени и усилий.
Что характерно для людей с дислексией?
Проявления дислексии варьируются от человека к человеку.
1. при письме человек может менять местами цифры и буквы, даже не осознавая этого
2. как правило, трудно читать в быстром темпе и делать это без ошибок
3. могут быть проблемы с пониманием прочитанного
4. часто трудно сконцентрироваться — после нескольких попыток чтения/письма могут чувствовать истощение.
Какие особенности бывают у детей с дислексией?
- может потребоваться больше времени, чтобы научиться говорить, выучить алфавит, научиться читать
- неправильное произношение слов, рифмы кажутся сложными
- трудно сопоставить буквы со звуками, возможны проблемы с распознаванием звуков в словах, грамматикой, пониманием прочитанного, беглостью чтения
- нет мотивации читать, т.к. это вызывает сложности
- некоторые дети с дислексией не следуют ожидаемому прогрессу в обучении (научился писать слово и полностью забыл это на следующий день)
- могут быть проблемы с запоминанием дней недели, месяцев, цветов, арифметических таблиц.
Нет препаратов, которые лечили бы дислексию, но ряд подходов может помочь значительно облегчить повседневные задачи.
Обращаться с дислексией нужно к логопеду-дефектологу.
Важно работать по индивидуальной программе, учитывая потребности, способности и слабые места ребёнка, использовать средства обучения, которые задействуют все органы чувств, не пренебрегать психологической поддержкой.
Автор: Ольга Шемятовская , невролог клиники DocDeti.
Оригинал статьи: https://docdeti.ru/baza-znaniy/disleksiya/