Память — это сложный психофизиологический процесс, включающий в себя 3 основные функции: аккумуляция, сбережение и воспроизведение полученных ранее знаний, умений и навыков. У большинства взрослых здоровых людей они хорошо развиты и отлажены. У детей же нервные импульсы только совершенствуются. Им приходится каждый день обрабатывать большие потоки информации, и они не всегда справляются с поставленными задачами.
Родители должны помогать своим чадам развивать память, обеспечивать для этого все условия. Иначе в старшем возрасте и во взрослой жизни у них будут возникать трудности и в учебе, и в работе, и в повседневности. Как же это делать? Рассмотрим действенные способы развития памяти у малышей.
Виды и механизмы памяти
Память — это способность людей запоминать факты, события из жизни, накапливать полученные сведения и воспроизводить их в нужный момент. Поэтому данный процесс состоит из 3 механизмов.
Запоминание — это период «ввода» информации, который проходит при помощи нервных импульсов внутри головного мозга, мышления. Новые данные примыкают к уже имеющимся, в результате чего возникают ассоциативные связи между событиями, знаниями и т. д.
Сбережение — образование внутри мозга следа памяти, называемого энграммой (с греч. — «внутренняя запись»). Она сохраняется у людей до конца жизни. Нередко извлечение сведений из следа памяти вызывает трудности, но при развитии этой функции справиться с данной задачей становится легче.
Воспроизведение — извлечение и применение сохраненной информации, способность вспоминать важные данные.
Поступление информации в память всегда проходит все эти этапы. Далее поступившие данные либо запоминаются надолго, либо быстро пропадают. Все зависит от того, какой вид памяти был применен для запоминания.
Память детей и взрослых делится на несколько видов:
по условиям запоминания или характеру деятельности — на произвольную и непроизвольную;
по продолжительности сбережения — на долго- и кратковременную, мгновенную и оперативную;
по способу восприятия — на образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную.
Для тренировки каждого из этих видов памяти разработан определенный метод. Универсального не существует. Дети, особенно раннего возраста, в основном используют образную память, которая делится на вкусовую, зрительную, обонятельную, тактильную и слуховую.
Особенности развития памяти у ребят разных возрастов
Важным фактором в развитии памяти является возраст. Его надо учитывать при желании и выборе способа для тренировки этого сложного психофизиологического процесса. Особенности развития детской памяти.
События, происходящие в жизни до 2 лет, почти никто не помнит. По мнению ученых, маленькие дети не способны запоминать практически никакую информацию, особенно это касается младенцев. Однако, начиная примерно с 6 месяцев, у них появляются первые признаки развития запоминания: малыши помнят и пытаются воспроизвести, повторить определенные звуки.
Возраст от 2 до 6 лет — это период, когда ребенок учится говорить и понимать речь. Ближе к школе он начинает легко использовать сохраненные ранее данные. Лучше всего запоминаются те, которые связаны с определенным сюжетом, а не в виде голого факта. Все запомненное хранится сначала в кратковременной памяти, а при частом воспроизведении переходит в долговременную.
В период от 6 до 12 лет детвора учится решать более сложные задачи, читать, выполнять математические действия. Параллельно с этим развивается, становится качественнее долговременная память, а процесс запоминания протекает легче. Сохранение же важной, сложной, не связанной с интересом детей информации вызывает трудности, требует приложения усилий.
Мозг подростков от 12 лет и старше работает, как у взрослых людей. Их память развивается с увеличением знаний, получением определенных навыков, опыта. В этом возрасте, помимо школы, необходимо посещать какие-либо секции, увлекаться хобби.
Причины нарушения процессов памяти
Нарушение памяти может проявляться по-разному. В виде амнезии — выпадения отдельных данных из памяти, или гипомнезии — ухудшении механизмов сохранения и воспроизведения. У детей это может происходить по одной или нескольким причинам:
травма мозга, полученная при родах;
последствия интоксикации или инфекции, перенесенной в раннем детском возрасте;
заболевания психологического характера;
неблагоприятная обстановка в семье;
частые конфликты со сверстниками;
недостаток витаминов в организме;
истощенность организма в результате частых ОРЗ.
Игры для тренировки памяти у малышей
Заниматься развитием памяти ребенка следует начинать с ранних лет. Ведь мыслительные способности наиболее активны именно в детском периоде. К тому же формирование основного словарного запаса происходит до 10 лет. Память маленьких детей лучше развивается с помощью специальных игр.
Решение головоломки — поиск выхода из запутанного лабиринта.
Просмотр мультфильмов, в которых ребенок должен решать какие-либо задачи, отвечать на вопросы. Также можно давать крохе посмотреть мультфильм, а через время включать его снова, но без звука. Малыш должен пытаться самостоятельно озвучить все диалоги.
Озвучивание названия животного. Ребенок должен оживить его в своем воображении и описать его действия.
Рассказывание сказки, в которой главный герой пользуется большим количеством разных предметов. После ее завершения малыш должен перечислить все предметы, которые упоминались в сказке.
Упражнения, развивающие память у детей
Если маленьким детям развивать память помогают игровые методики, то ребятам постарше рекомендуется выполнять специальные упражнения.
Воспроизводить на чистом листе бумаги наборы слов после их прочтения — сначала в произвольном порядке, а затем по порядку. Время на запоминание — полминуты.
Зарисовывать названные взрослым слова. Сначала простые, затем сложные.
Воспроизводить картинки по памяти.
Пересказывать рассказы, сказки.
Подсчитывать определенные предметы, изображенные на картинке.
Развитие памяти ребенка — несложная задача. Главное, что должны сделать родители, — это заниматься с детьми, а также создавать благоприятные для их умственного и физического развития условия. В этом случае первые результаты будут заметны уже через 2 недели.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Использованные источники
Воспитание ребенка в игре. М. / Жуковская Р. И.. - 1975
Психология игры. / Миллер С. // М.: Владос. = 2000
Игры с детьми / Фопель К. // Дошкольное образование. = 2005. - №7