Киновед, кинокритик, историк кино, ведущая подкаста «Порядок снов» · 2 июн 2021
Опасное дело — кино!
Прежде всего, родители должны обратить внимание на самое отношение ребенка к кино. Приходится иногда видеть, как кино делается главным содержанием жизни ребенка, когда он из-за кино забывает о своих других обязанностях и о школьной работе, не пропускает ни одной картины, на кино тратит все свои карманные деньги, и даже деньги, которые украдкой берет в семье. Обычно в таком случае можно наблюдать и другие несимпатичные стороны такого увлечения. Ребенок привыкает к пассивному удовольствию, которое часто не идет дальше простого безвольного зрительного впечатления, — он «глазеет» и только, художественные впечатления у него пробегают поверхностно, не задевая личности, не вызывая мысли, не ставя перед ним никаких вопросов. Польза такого посещения кино чрезвычайно незначительна, а иногда она обращается в большой вред. «Воспитание детей в семье и школе», 1941 год
Опасное дело — кино. А ещё — советские тексты по воспитанию, но и в них можно найти очень симпатичные фрагменты. Я вот отлично представила себе мальчишку, который сбегает с уроков в кинотеатр, его туда так и тянет, ведь на экране разворачиваются невероятные приключения, которые ему никогда не пережить за стенами школьных кабинетов.
Есть в этом фрагменте и одно очень важное наблюдение, даже два. Важно и нужно понимать отношение ребёнка к кино, а ещё — дать ему возможность думать над фильмами и обсуждать их, чтобы те самые художественные впечатления не «пробегали поверхностно». Хотя, в некоторых случаях большего и не нужно! Пусть пробегают, вихрем, со скоростью супергероя или гоночного авто... Очень разный мир кино и подходы к его обживанию и обсуждению.
Тут я как раз хочу впомнить о нашем давнишнем разговоре сАней Мальгинойи Леной Сибирцевой, в котором мы обсуждали, как смотреть фильмы с детьми, а ещё поделиться, кто не знает, что Лена ведёт совершенно незаменимую группу Cinemeeting. Там она рассказывает, как важно обсуждение фильма и как совместный просмотр может стать прекрасным полем коммуникации с ребёнком!
А я тут выложу ссылку на книгу Шкловского, о которой писала в приветственном посте сообщества! Пусть будет, хороша же!
Это я всё к чему, в нашем путеводителе обязательно будут самые базовые определения — план, монтаж, ракурс, — чтобы о фильмах было ещё легче думать, говорить и даже сравнивать их.
Как вам такая парочка для сравнения?
Кадр из фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён», Элем Климов, 1964
Кадр из фильма «Тот, кто получает пощёчины», Виктор Шёстрём, 1924