Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем были 1920-е для немого кино?

КиноКинематограф+4
Ира Марголина
Автостопом по кино
  · 2,3 K
Первый
Киновед, историк кино, архивист, переводчик.  · 2 авг 2021

«Ревущие двадцатые» – это десятилетие, невероятно насыщенное по событиям и преобразованиям в области кино. Это время расцвета и – одновременно – угасания немого кинематографа под натиском звукового.

К началу 1920-х кино уже не было чем-то новым, потрясающим воображение зрителя. Дебаты о том, может ли кино вообще считаться искусством, оставлены позади. Отныне ответ на это вопрос утвердительный: кино принято в ряды передовых форм искусства. А некоторые, например, немецкий режиссёр Фриц Ланг в своей статье «Китч - сенсация – культура и кино» 1924 года даже защищают кинематограф как обособленное культурное явление и советуют ему: «Не позволяй раскладывать себя по полочкам, оставайся самим собой: свидетельством и творением своего века!»

Важно помнить, что кинематограф 1920-х годов – послевоенный. Первая мировая война была высокотехнологичной: связанные с ней развитие науки, техники, медицины и даже, например, теории психоанализа не могли не отразиться на том, каким было кино и как его снимали. В эти годы кино переосмысляет пережитый опыт предыдущих лет, отражая жизнь и настроения людей в послевоенном мире. Иногда эта взаимосвязь не так очевидна на первый взгляд, однако в те годы травматический опыт войны часто служил толчком к появлению новых тем и образов в искусстве. Например, Антон Кес, автор книги «Контуженный кинематограф», считает, что популярные в европейском кино 20-х тема фантастического, искаженного мира и образ сумасшедшего (например, в «Кабинете доктора Калигари» и других экспрессионистких фильмах) связаны с развитием психиатрии как следствия необходимости реабилитации большого числа контуженных солдат.

Во многих странах в это время происходят политические и экономические изменения, и развитие кинематографа отражает эти события. Например, послевоенная Германия стремится восстановить своё положение на мировом рынке через налаживание киноэкспорта, становясь крупнейшим производителем кино в Европе, а в Советском Союзе начинаются поиски способов изображения новой советской реальности. Если в 1910-х годах основными производителями кино были европейские страны - Италия и Франция, то в 1920-х на первый план выходит Америка. К концу десятилетия в Голливуде насчитывается уже 20 киностудий, и спрос на новые картины растёт с каждым годом. Удивительно, но наибольший выпуск художественных картин в США приходился именно на 1920-30-е годы (в среднем около 800 фильмов в год или 82% от общемирового количества выпускавшихся фильмов) – между прочим, в наши дни это число не превышает 500-600 фильмов в год!

В 20-е люди активно перемещаются: эмиграция, торговля, путешествия и этнографические экспедиции. Развивается региональный кинематограф: кино проникает даже в самые отдаленные уголки мира. Значительно укрупняется киносеть и, соответственно, вырастает количество кинозрителей. Кино постепенно становится не просто развлечением и "аттракционом". В 1920-е оно многофункционально: оно может развлекать, информировать, просвещать, агитировать; оно умеет рекламировать товары, влияет на моду, стиль, интересы, образ жизни, и даже манеры и поведение зрителей.

В 1920-е годы кино профессионализируется. Разрабатываются понятия авторства и авторского стиля, формируются вузы и профессии, связанные исключительно с кинематографом, укрупняются киностудии и сети кинотеатров, развиваются системы проката и цензуры. К началу 20-х публика становится более искушённой: кинозритель уже гораздо лучше разбирается в том, какое кино хорошее, а какое – плохое.

Киносеансы удлинняются и отныне представляют собой целые кинопрограммы. В Германии, например, даже появляется термин ‘abendfüllender Film‘ – то есть, полнометражные фильмы, заполняющие собой целый вечер в кинотеатре, сопровождающиеся показом рекламных короткометражек, документальных или образовательных фильмов, а также новостных сводок. В 1920-е для фильмов часто пишутся сложные симфонические музыкальные партии, организуются киноклубы, кинопоказы с лекциями, встречи с режиссерами; проводятся даже целые конгрессы по кино (например, «Международный конгресс независимого кино» в швейцарской крепости Ла Сарраз в 1929 году, который посетил Сергей Эйзенштейн). Многие популярные киноактеры получают всемирную известность: о них публикуются брошюры, биографические сводки, книги с интервью, плакаты и почтовые открытки.

20-е – время расцвета новых жанров. Всё большее значение приобретают «культурфильмы» - собирательный термин для документальных и полудокументальных фильмов (сюда входят образовательные, этнографические, медицинские фильмы, а также картины об острых социальных проблемах).

И, наконец, само кино как вид искусства значительно усложняется. Разрабатываются технические приемы, которыми кино продолжит активно пользоваться и в последующе десятилетия: например, появляется передвижная камера (или «освобождённая камера» - entfesselte Kamera, изобретенная оператором Карлом Фроиндом во время съёмок фильма Ф.В. Мурнау “Последний человек» в 1924 году), советскими режиссёрами проводятся эксперименты с монтажом и т.д. В целом, 20-е годы – это не только годы множества экспериментов в области кино, но и период, связанный с большей утонченностью и усложнением киноязыка.

kamera.jpg
2 эксперта согласны