Влияние видеокассет и видеомагнитофонов было поистине революционным, причем во многих отношениях. Но сначала оговорюсь, что все сказанное ниже относится в первую очередь к США, хотя схожие процессы происходили в большинстве развитых стран, не исключая и Советский Союз (а позднее Россию). Я буду говорить о США в первую очередь потому, что именно американский жанровый кинематограф в эпоху "видеобума" оказывал наиболее мощное воздействие на международные рынки, будь то в Западной Европе или Северной Америке - большое число снятых в США фильмов миновало кинотеатральный прокат и попадало сразу на полки видеопрокатов далеко не только в самих США, но также в Великобритании, Канаде, Западной Германии, Италии и многих других странах. И да, для простоты оговорюсь, что дальше буду говорить о VHS как базовом видеоформате и синониме термина "кассета", "видео" и прочих. (Если что, форматов видео было несколько, VHS стал самым популярным далеко не сразу)
Итак, если говорить о кинематографе вообще и жанровом кино вчастности, то я бы выделил следующие важные аспекты "революции видео".
Во-первых, внедрение и распространение видеомагнитофонов коренным образом изменило культуру потребления кино. До начала 1980-х (когда VHS получили широкое распространение) было, мягко говоря, нелегко пересмотреть однажды понравившийся фильм. Вот два основных варианта. Либо ты идешь в кинотеатр, где его будут крутить (не факт, что такой кинотеатр будет рядом с твоим домом), либо – если особенно повезет – ты сможешь поймать этот фильм, когда его будут показывать по ТВ (а показывать будут далеко не любой фильм).
VHS дал возможность «владеть фильмом» физически – кассету можно купить или взять напрокат, теперь она доступна всегда. При таком подходе нет необходимости ходить в кинотеатр регулярно – можно дождаться выхода фильма на кассете, а в зале смотреть только особенно интересные картины. Со временем это разделение привело к развитию особого рынка жанровых фильмов (в первую очередь эротики,хорроров и экшенов), которые во многом определили культуру 1980-х – золотого века VHS. И вот об этом стоит сказать особо.
Во-вторых, распространение VHS создало гигантский рынок для нишевых (часто малобюджетных) фильмов – то, что раньше хотели выпустить в прокат, стало возможным выпустить на видео, получив выход на потенциально сопоставимую – а то и большую – аудиторию. К началу 1980-х, когда VHS победил в войне форматов с Betamax и стал общепринятым стандартом видео, в США начали повсеместно открываться видеопрокаты. Самой известной сетью была Blockbuster Video, история ее взлета и падения тесно связана с расцветом и упадком VHS. Даже сам Netflix когда-то начинался как сервис доставки DVD по почте –тот же видеопрокат, только чуть иначе организованный. И специфика видеорынка заключалась в том, что для него можно было производить то, что многие кинотеатры предпочли бы не брать – то есть, кино с большим количеством (откровенного) секса и (изобретательного) насилия. Почему? Очень просто – поскольку в США действует жесткая рейтинговая система, а фильмы, снятые «прямо на видео» проходят мимо нее, так как предназначены для частного домашнего просмотра. Это развязало руки огромному числу мелких студий и жанровых авторов, которые в 1980-х наводнили кинорынок множеством интересных фильмов – да, в этой волне было много трэша (как очень скучного, так и забавного, вроде сиквела «Телефона дьявола»), но нередко попадались и добротные образчики жанра.
Более того – появление VHS заметно повлияло на маркетинговые стратегии даже тех фильмов, которые выходили в кинотеатральном прокате. Есть немало культовых лент, которые плохо или недолго шли в широком прокате, но стали хитами именно на домашнем видео. Сюда входит широчайший диапазон фильмов – от первых «Зловещих мертвецов» и «Большого переполоха в маленьком Китае» до «Бойцовского клуба» и «Святых из Бундока».Это обстоятельство, опять же, стимулировало кинематографистов делать больше фильмов, рассчитанных на нишевые сегменты аудитории. (В конце этого процесса стоит Netflix, который советует вам фильмы на основе ваших лайков и истории просмотра) Как следствие, эксплотейшн-фильмы переживали новый взлет популярности именно в 1980-е, несмотря на исчезновение тематических кинотеатров (грайндхаусов).
В-третьих, порно. Это особая тема. Порноиндустрия в более-менее современном виде появилась в 1970-е, и довольно долго порнофильмы крутили (да-да) в кинотеатрах. Вспомните «Таксиста», где главный герой ведет девушку как раз на такой фильм – и ведет именно в кино. Феномен был настолько распространенный и социально значимый, что под конец1970-х вышел даже фильм «Жесткач»,в котором показан кошмар любого добропорядочного отца, узнавшего что его дочь снимается в порно.
Но в начале 1980-х порно начинает меняться – именно потому что появляется VHS, и у студий открываются невиданные перспективы для захвата широчайшей аудитории. Здесь важно понимать психологический момент: одно дело – ходить на публичный просмотр порно в кинотеатр, другое – смотреть его дома; понятно, что многие люди выберут менее приметный вариант. Опять же, производство порно «прямо на видео» в чем-то было проще, чем для кинопроката, а рамки допустимого были шире. Все это привело к тому, что порно быстро переориентировалось на домашнее видео, а из кинотеатров к середине 1980-х практически исчезло. В художественной форме эти процессы отражены, например, в фильме «Ночи в стиле буги», где один из героев упорно отказывается переходить с пленки на видео при съемке порно – и в итоге его порноимперия рушится. В общем, распространение VHS превратило просмотр порно из публичного в частный, и, конечно, серьезно расширило аудиторию таких фильмов. А там, где аудитория – там и деньги, так что порносегмент был очень значимым куском VHS-рынка в1980-е и, думаю, в 1990-е, хотя готовых цифр у меня на руках нет.
На этом я бы остановился, но если все это вам интересно – гляньте, например, документалку «Перемотай это!», в которой очень много говорится о расцвете VHS, влиянии этой эпохи на современную культуру и вообще об ее историческом значении. Там и интервью со знаковыми персонажами той эпохи (от Фрэнка Хененлоттера до Ллойда Кауфмана через Атома Эгояна), и фрагменты фильмов, и много чего еще.
Ну,в следствие гораздо большей доступности для индивидуального просмотра,это главным образом повлияло на развитие кино"для взрослых"
На его фоне,всё прочее как-то меркнет