Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какими были культовые боевики 1980-х? И как главные герои боевиков 1980-х характеризуют эпоху?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
Автостопом по кино
  · 7,6 K
Кинокритик, поясняющий за хоррор. Постоянный автор для: Russo Rosso, Искусство Кино...  · 10 июл 2021  · hardcore-hegel.com

На первый вопрос можно ответить коротко: культовые боевики 1980-х были великолепными! Это предельно динамичные, часто очень жестокие (в сравнении с омерзительно бескровными фильмами 2010-х) и крайне изобретательные по части насилия (но не сюжета) фильмы. Если говорить о конкретных примерах, то можно назвать вразброс несколько культовых фильмов и франшиз, дающих довольно полное представление – я назову и крупные студийные проекты, и малобюджетки, получившие культовый статус. И отдельно оговорюсь, что беру только чистые экшн-фильмы, без элементов фантастики или хоррора, это отдельный вопрос.

Итак, мой список: «Коммандос»(идеальный экшн 1980-х, на мой взгляд); «Смертельное оружие» (первая и вторая части – эталонный полицейский боевик 1980-х) «Крепкий орешек» (один из лучших рождественских фильмов). Что касается менее известных, но не менее интересных культовых фильмов: «Входит ниндзя» (а также вторая и третья части) и «Американский ниндзя».  В длинном ряду фильмов о боевых искусствах выделю «Кровавый спорт» (первый большой хит Ван Дамма, серьезно подогревший интерес к «рукопашным экшнам» на рубеже 1980-хи 1990-х). 

Что касается вопроса о том, как герои экшн-фильмов отражают эпоху 1980-х, то в этой области я могу обозначить лишь некоторые ключевые точки, поскольку это очень обширная (и дичайше интересная) тема. Здесь, на мой взгляд, важен исторический и культурный контекст. И да, я говорю об американских фильмах как о проектах, задающих международный жанровый стандарт. (Гонконгские боевики –отдельная, хоть и примыкающая к этому вопросу, тема)

Контекст исторический

1980-е для американцев – эпоха обострения Холодной войны, а также преодоления «вьетнамского синдрома»; обе тенденции ярчайшим образом воплощает Джон Рэмбо, один из классических экшн-героев эпохи. Первый фильм о нем – это не столько экшн, сколько триллер с сильным драматическим компонентом. Перед нами история человека, отвергнутого страной, за которое он сражался; опыт Вьетнама превращает Рэмбо в изгоя внутри общества, в которое он вернулся после войны. А вот сиквел – это чистейший, незамутненный боевик, в котором вьетнамская тема обыгрывается лишь как предлог для возвращения Рэмбо в строй и своего рода «переигрывания» итогов войны для американцев. В триквеле, где Рэмбо отправляется в Афганистан, масштаб экшна достигает апогея: перед нами «армия одного человека», идеальный солдат Холодной войны, который громит советских врагов направо и налево. (Четвертую и пятую части я здесь не рассматриваю, потому что сняты они сильно позже, и уже о другом).

Контекст культурный

1980-е также –последний пик популярности «классической маскулинности», восходящей прежде всего к героям вестернов 1950-х и 1960-х. Это немногословные, физически сильные и выносливые герои, легко использующие силу для решения проблем. Чаще всего это люди, имеющие сложные отношения с законом, даже если они призваны его защищать. Вот вам несколько типичных персонажей – Джон Мэйтрикс («Коммандос»), лейтенант Кобретти («Кобра»), Пол Керси (вторая и третья части «Жажды смерти»).

Обратите внимание: эти герои практически никогда не рефлексируют, но вместо этого прячут свои травмы глубоко внутри, можно сказать, они предельно воплощают гегелевский тезис «Человек есть его Действие» :) Это резко контрастирует с большинством современных экшн-фильмов, где хотя бы пара-тройка сцен в фильме говорит нам отом, что у героя есть внутренняя слабость, он (психологически) уязвим. Даже в каком-нибудь «Быстрее пули» с Дуэйном Джонсоном проскальзывают лирические нотки; в типичном (не плохом, а именно типичном) экшне 1980-х этой интонации нет –герой показан действующим, а не пребывающим в душевных терзаниях.

Наконец, герои боевиков 1980—х обычно лишены самоиронии. Их стиль – грубый, часто «солдатский», юмор, воплощенный в односложных шутках. «Fuck you! – говорит злодей Мэйтриксу во время драки –Fuck YOU! – отвечает ему Мэйтрикс – и это абсолютно искрометный диалог для экшна восьмидесятых. («Какая мачистская чушь» -комментирует подруга Мэйтрикса, наблюдая за разборкой, и это тоже прекрасно.) Едва ли не единственным исключением здесь становится Джон МакКлейн из «Крепкого орешка», но его юмор запоминается именно тем, что он необычен в сравнении с суровыми героями «Бегущего человека» или «Одинокого Волка Маккуэйда». В какой-то степени еще одно исключение – Далтон из «Дома у дороги». Но все это поздние 1980-е,закат эпохи. Уже к середине 1990-х экшн-герои станут другими - но это совсем другая история.

Любая динамика это напряжение,что или оправдываем он справедливостью.или же оскорбленностью.становясь сподвижничест... Читать дальше
врач ФД живу и работаю в России ,увлечения разные люблю историю и медицину,не женат  · 3 сент 2021
В то время они были очень интересны (необычная игра ,своеобразная харизма ,да много нового в то время для советских людей ) ,на днях пересматривал подобный фильм (уже нет той наивности и восторга ,зато всегда радует мастерство талантливых артистов -чистое наслаждение ,там они молодые и красивые ).
Психолог, преподаватель психологии.  · 10 июл 2021
Я совсем не кинокритик (от слова "вообще"). Но позволю себе высказать свое мнение. На мой вкус, из советского кино культовым, т.е. меняющим представления о том или ином событии, с определенной натяжкой (я говорю не о качестве фильма, а о его "культовости") можно было бы назвать "Холодное лето 53-го". А если брать "культовость" в мировом, так сказать, масштабе, то... Читать далее