Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как Дэвид Кроненберг вписывается в кино 1980-х? В чём специфика его кинематографа?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
Автостопом по кино
  · 2,8 K
Кинокритик, поясняющий за хоррор. Постоянный автор для: Russo Rosso, Искусство Кино...  · 1 авг 2021  · hardcore-hegel.com

Дэвид Кроненберг в хорроре 1980-х занимает приблизительно такое же положение, что и Кристофер Нолан в блокбастерах 2010-х - он соединяет интеллектуализм и массовость. (Правда, Кроненберг в своем жанре делает это лучше, чем Нолан в своем, но это уже другой разговор) На протяжении всех 1980-х Кроненберг находится на пике творческой формы: выходят "Сканнеры" (1981), затем - гениальный "Видеодром" (1983) и "Мертвая зона", "Муха" (1986), "Связанные насмерть" (1988), а завершается эта плодотворная декада "Обедом нагишом" (1991). Не все эти фильмы были громкими кассовыми хитами, но практически все они были замечены и высоко оценены критиками, многие стали культовыми. Пожалуй, наивысшая точка успеха Кроненберга в голливудском мейнстриме - середина 1980-х, когда "Муха" (ремейк одноименной классики 1958-го) собирает щедрый урожай призов (включая "Оскар" за грим), лестные отзывы критиков и огромную кассу в $60 млн. при бюджете около $10 млн. Неплохо для фильма, в котором Джефф Голдблюм становится гигантской плотоядной человекомухой!

Фильмы Кроненберга не просто органично вписываются в хоррор 1980-х, они быстро становятся в нем жанровым ориентиром. В первую очередь это касается боди-хоррора. "Видеодром" и "Муха", например, продолжают тренд, намеченный с выходом "Нечто" - это фильмы о телесных трансформациях. Но, в отличие от Джона Карпентера, Кроненберг делает больший акцент на драматическом, отчасти даже философском, аспекте телесного ужаса: его боди-хорроры - это чаще всего истории о хрупкости человеческой личности, о тонкой, не всегда нам понятной, связи деформаций тела и психики.

Что касается специфики его фильмов, то здесь нужно сказать, что творчество Кроненберга довольно четко делится на два больших периода, условно - ранний (1970-е - 1980-е) и поздний (1990-е - 2000-е).

Ранний Кроненберг больше увлечен боди-хоррором в чистом виде, как фильмами о страхе телесных изменений. Но в течение 1990-х фокус внимания Кроненберга все заметнее смещается с физиологии на психологию: "Автокатастрофа" и "М. Баттерфляй" - фильмы, в котором нет хоррора вообще ни в каком виде, зато психологических девиаций, травм и фетишизма хоть отбавляй. "Экзистенция" - кажется, последний фильм, в котором телесное и душевное еще рассматриваются Кроненбрегом примерно в равной степени. Но практически весь поздний Кроненберг ("Паук", "Оправданная жестокость") - это фильмы о психологических травмах, лишенные хоррор-компонента.

1 эксперт согласен