Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто такие «рассерженные молодые люди», и какое отношение они имели к кино?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
Автостопом по кино
  · 1,1 K
Первый
Киновед, кинокритик, историк кино, педагог  · 25 июл 2021

Движение "молодых рассерженных" возникло в английском театре в середине 1950-х годов, после появления пьесы Джона Осборна "Оглянись во гневе". Собственно, само название направления взято из рецензии на постановку этой пьесы, причём рецензии отрицательной, и там оборот "young angry men" был использован иронически. Но Осборн и его последователи, не смутившись иронией, приняли это название. И под ним и вошли в историю театра - и кино. В кино "молодые рассерженные" пришли, когда всё та же пьеса Осборна была экранизирована Тони Ричардсоном в 1958 году.

И в театре, и в кино "молодые рассерженные" выступали против, как они считали, излишне академических форм. После войны происходила, не могла не происходить переоценка всех былых ценностей, от человеческих до политических, - а английские театр и кино лишь немного подправляли прежние стили и жанры, игнорируя "актуальную повестку" и новизну мироощущения. "Гнев" (он же "рассерженность", "anger"),, вынесенный Осборном в заглавие своей пьесы, был бессильным протестом главного героя, Джимми Портера, против конформизма и застоя, царивших на всех уровнях английского общества. Гнев Осборна и Ричардсона был обращён на театр и кино, которые должны были обратить внимание на происходящее в стране, а не довольствоваться остроумными диалогами и надуманными коллизиями.

Одновременно с театральной революцией Осборна подготовка к приходу "молодых рассерженных" в английское кино велась и на территории самого кино. В 1953 году Линдсей Андерсон, один из самых влиятельных кинокритиков страны, основал движение "Free Cinema" ("Свободное кино"), в рамках которого молодые английские кинорежиссёры снимали документальные фильмы о будничной жизни Великобритании: непарадной, провинциальной, "невыигрышной". Именно приёмы, найденные и наработанные участниками "Free Cinema", легли в основу кинонаправления "молодых рассерженных", задав совершенно иной (по сравнению с "общепринятым" тогда в английском кино) уровень экранной достоверности. И если в фильме "Оглянись во гневе" влияние "Free Cinema" видно лишь в паре эпизодов, то для следующих фильмов и самого Ричардсона, и его единомышленников накопленный "Free Cinema" документальный опыт оказывается определяющим.

Движение "молодых рассерженных" было очень модным на рубеже 50-60-х годов, во многом предвосхитив французскую "новую волну". Оно, в первую очередь, предложило нового "героя": мятежного, несогласного, отказывающегося "играть по правилам". Однако постепенно в образе этого героя начали происходить изменения. Он всё меньше "в открытую" бунтовал против общества, всё больше предпочитая злые уловки и едкую иронию. Мятежник становился плутом, или же - плутовство стало формой мятежа. Финальной точкой в этом "сползании" стал фильм Тони Ричардсона "Том Джонс" (1963), экранизация классического плутовского романа XVIII века, получивший четыре "Оскара".

"Том Джонс", таким образом, делит историю "молодых рассерженных" на два периода. Первый, "классический", 1958-63, - становление направления; сюда относятся главные шедевры ("Вкус мёда", "Одиночество бегуна на длинную дистанцию", "Билли-лжец", "В субботу вечером, в воскресенье утром", "Такова спортивная жизнь"), здесь возникают громкие имена режиссёров (Ричардсон, Карел Рейш, Линдсей Андерсон, Джон Шлезингер) и актёров (Альберт Финни, Том Кортни, Ричард Харрис, Рита Ташингем), которые во многом определяет облик английского кино на несколько десятилетий вперёд. Второй, 1963-69, - период "освоения наследия", который можно разделить на две линии. В одной из них происходит адаптация опыта "молодых рассерженных" к фильмам, которые вроде бы сделаны по иным, более "форматным" правилам (например, "Элфи" Льюиса Гилберта), но которые усвоили то понимание человека и общества, на котором настаивали мятежные предшественники. В другой же идёт радикализация приёмов, вполне органичная духу 60-х: таков, например, фильм Рейша "Морган! Подходящий случай для лечения" (1966).

Финальной точкой в движении "молодых рассерженных" является фильм Линдсея Андерсона "Если...", получивший Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале 1969 года, - одна из главных (наряду с фильмом Жана Виго "Ноль за поведение") экранных проповедей анархизма в истории кино. Подводя итоги "десятилетию свободы", фильм "Если..." пророчит обострение в противостоянии молодого поколения и истэблишмента, которое обернётся в 70-е разгулом терроризма.