Есть несколько основных внешних факторов, которые влияют на изменение стоимости любой недвижимости.
Ключевая ставка
Увеличение ключевой ставки приводит к удорожанию кредитов для бизнеса, а значит и росту цен. Рост цен, в свою очередь, стимулирует увеличение арендного потока и последующее увеличение стоимости самого объекта коммерческой недвижимости (тут важно заметить, что, в отличие от тех же облигаций, изменение ставки отражается на цене паев не моментально).
Индекс потребительских цен и инфляция
С ростом инфляции всегда растет стоимость объекта коммерческой недвижимости. А чем выше цена, тем сильнее запрос со стороны арендодателей на максимальную прибыль: плата за аренду постепенно, но неотвратимо увеличивается. Кроме того, рост инфляции влияет на увеличение розничного товарооборота (если мы говорим про торговую недвижимость). Растущий товарооборот генерирует увеличенный арендный поток, что снова приводит к удорожанию объекта недвижимости, которое делает его еще привлекательнее с инвестиционной точки зрения.
Серьезно влияют на цены социально-экономические факторы
- рост или падение доходов населения (платежеспособность),
- доступность кредитования (тоже напрямую зависит от ключевой ставки);
- динамика ВВП и общее состояние экономики. К примеру, резкий спад неизбежно приведет к снижению цен на недвижимость.
Тип объекта
Фактор, ставший особенно важным после прихода пандемии с ее ограничениями.
Есть много видов коммерческой недвижимости: офисы, склады, специализированная недвижимость (дата-центры), торговая недвижимость крупного формата (ТЦ и ТРК) и торговая недвижимость формата «магазин у дома», стрит-ритейл и общепит, коворкинги, коливинги и гостиничный бизнес. И в условиях локдауна к ним применяются абсолютно разные ограничительные меры, что прямо влияет на их инвестиционную привлекательность.
Яркий пример — офисы, серьезно потерявшие в привлекательности из-за перехода многих компаний на полную или частичную удаленку. В то же время складская недвижимость резко взлетела в цене, так как во время ограничений бурно растет онлайн-ритейл. Торговые центры и торгово-развлекательные комплексы пережили серьезную встряску и многие из них понесли убытки, в то время как продуктовый стрит-ритейл формата «магазин у дома» увеличил показатели выручки. Гостиничный бизнес просел, а коливинги и коворкинги получили некоторый прирост.
«Внутренние» («персональные») факторы
Они играют очень важную роль и недооценивать их — большая ошибка. Главные «внутренние» факторы:
- доходность
- локация
- конкуренция
- трафик
- качество арендаторов.
Также имеют значение возраст объекта, соответствие целому списку норм законодательства РФ (строительных, противопожарных, социально-гигиенических, экологических и прочих) и его состояние, как внешнее, так и внутреннее (инженерные, вентиляционные коммуникации и т. п.).
«Внутренние факторы» сильно влияют на соотношение спроса и предложения и во многом определяют цену объекта коммерческой недвижимости.