Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Эксперт по цифровым продуктам АО «Калуга Астрал»  · 24 февр 2022

Маркировка товаров: сроки, установленные для 2022 года

В 2022 году перечень групп товаров, подлежащих обязательной маркировке пополнится. Кроме того, запланированы пилотные проекты, в рамках которых некоторые категории товаров будут маркироваться в добровольном порядке. Рассказываем о том, какие товары и в какой срок будут маркироваться в 2022 году.
Зачем нужна маркировка
Маркировка — это механизм, позволяющий проследить за товаром по всему пути от его производства до продажи. В этом процессе задействованы все участники товарооборота.
Условно процесс маркировки можно разделить на три этапа:
  1. Изготовители и поставщики размещают на товарах коды маркировки.
  2. Импортёры сверяют данные из кодов маркировки, регистрируют факт передачи прав собственности на товар при его закупке или продаже розничным продавцам.
  3. Розничные продавцы сверяют данные из кодов маркировки, регистрируют факт закупки и продажи товара конечному потребителю, а также фиксируют факт выбытия товара при помощи ККТ.
Все сведения о маркированных товарах передаются в государственную информационную систему «Честный ЗНАК». Регистрация в ГИС МТ «Честный ЗНАК» — обязательное требование для всех участников маркированного товарооборота.
По мнению инициаторов внедрения маркировки, надзор за товарами поможет избавиться от контрафактной продукции, повысить качество товаров для конечных потребителей.
Какие товары уже подлежат обязательной маркировке
Некоторые категории товаров уже маркируются в обязательном порядке. Например, маркировка шуб началась ещё в 2016 году. При этом сведения о товарах передавались в разные инфосистемы. С 2019 года все данные о маркируемой продукции передаются в единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК».
В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:
  • шубы и изделия из меха;
  • табак;
  • обувь;
  • товары лёгкой промышленности;
  • лекарства;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • упакованная питьевая вода из категории «минеральная»;
  • молочная продукция, кроме той, которую производят и реализуют крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы.
Товары, которые начнут маркировать в обязательном порядке с 2022 года
Для некоторых товарных групп введение обязательной маркировки было запланировано на 2022 год.
В перечень таких товаров вошли:
  • питьевая вода из всех остальных категорий, помимо минеральной;
  • табачные стики и никотиносодержащие смеси для забивки кальянов;
  • молочная продукция, производством и реализацией которой занимаются КФХ и сельскохозяйственные производственные кооперативы.
Изменения в перечне маркированной продукции, запланированные на 2022 год
  • Упакованная минеральная вода, в том числе минеральная
Сроки
С 1 марта 2022 года — обязательная маркировка любой категории упакованной воды (ТН ВЭД 2201, в том числе 2201 90 000 0, ОКПД2 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140);
с 1 сентября 2022 года розничные продавцы обязаны передавать сведений о продажах в систему маркировки
1 ноября 2022 года — введение объёмно-сортового учёта продукции, участники оборота должны будут подключиться к ЭДО в обязательном порядке.
Исключения, не попадающие под маркировку
Вода: изо льда и снега; для детского питания; привезённая физлицом для личного потребления; для магазинов беспошлинной торговли; для дипломатических представительств; на хранении у изготовителя; произведённая в качестве испытательного образца.
Документ
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 года № 841
  • Никотиносодержащая продукция (табачные стики, никотиносодержащие кальянные смеси без табака)
Сроки
28 февраля 2022 года — завершение эксперимента по маркировке никотиносодержащей продукции;
с 1 марта 2022 года — участники оборота табачных стиков и кальянных смесей, содержащих никотин, обязаны пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК»;
с 15 марта 2022 года — производители, импортёры, а также оптовые и розничные продавцы табачных стиков и никотиносодержащих смесей для кальяна обязаны передавать сведения о проведении любых операций с указанными товарами в систему маркировки «Честный ЗНАК».
Документ
Проект для внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 28 года 2019 года № 224 готовится Минпромторгом РФ
  • Молочная продукция
Сроки
C 31 марта 2022 года — розница, занимающаяся реализацией молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее, будет обязана фиксировать факт выбытия товара с помощью онлайн-кассы;
с 1 июня 2022 года — вышеуказанное требование к рознице будет действовать при реализации молочной продукции со сроком годности более 40 дней;
с 1 сентября 2022 года — введение объёмно-артикульного учёта для опта и розницы, участники будут обязаны подключиться к ЭДО в обязательном порядке;
с 1 декабря 2022 года — маркировка молочной продукции станет обязательной для фермеров и сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Исключения, не попадающие под маркировку
Молочная продукция до 30 г; питание для детей до трёх лет; лечебное диетическое и профилактическое питание; развесной творог, разливное молоко.
Документ
Постановление Правительства РФ от 29 июня 2019 года № 836
Пилотные проекты по маркировке в 2022 году
Помимо обязательной маркировки, в 2022 году для некоторых товарных категорий запланировано проведение пилотных проектов, участники которых на добровольной основе будут маркировать производимую и реализуемую продукцию.
Так, например, 15 февраля 2022 года стартовал пилотный проект по маркировке никотиносодержащих жидкостей, электронных систем доставки никотина одноразового использования, а также картриджей и капсул. Планируется, что эксперимент будет завершён 23 февраля 2023 года.
По предложению Минпромторга 1 марта стартуют сразу два эксперимента: в рамках одного проекта начать маркировать планируется соки, компоты и морсы, а по другому эксперименту маркировать будут сладкую газировку.
Ещё один эксперимент по маркировке начнётся 1 апреля 2022 года. Маркировать начнут пищевую рыбную продукцию, упакованную в потребительскую упаковку. Условия эксперимента не распространяются на живую, свежую рыбу, а также на живые, свежие водные беспозвоночные.
Через месяц снова запустят два эксперимента одновременно. По первому проекту наносить средства маркировки будут на корма для домашних животных в потребительской упаковке, кроме сельскохозяйственных кормов. В рамках второго проекта маркировать будут консервированную продукцию из мяса и мясных субпродуктов, а также овощей и фруктов.
Ещё через месяц стартует пилотный проект по маркировке некоторых видов алкогольной продукции. Маркировать будут вино, вермуты, настойки, ликёры и др.
В настоящий момент продолжается эксперимент по маркировке пива, в том числе безалкогольного. Планируется, что он будет завершён 31 августа 2022 года. Минпромторг России уже предложил ввести маркировку упакованного безалкогольного пива: с 1 сентября 2022 года — для пива в специализированной упаковке, а с 1 декабря 2022 года — во всех остальных видах упаковки. Сейчас проект Минпромторга находится на рассмотрении.
Почему для работы с маркированными товарами нужно организовать ЭДО
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2464, а также от 28 апреля 2021 года № 64, участники оборота некоторых товарных категорий, подлежащих обязательной маркировке, должны передавать сведения из кодов маркировки в систему «Честный ЗНАК» исключительно через сервисы операторов ЭДО.