Ликвидация организации — это прекращение её деятельности путём внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ. Сделать это можно онлайн, и в таком случае ликвидатору понадобится электронная подпись. При этом порядок добровольной ликвидации ООО аналогичен АО и ОАО.
Можно ли использовать ЭЦП организации при направлении уведомления о ликвидации ООО в ФНС
Для того чтобы зарегистрироваться в качестве юридического лица в режиме онлайн, нужно приобретать квалифицированную электронную подпись. В дальнейшем она остаётся у учредителя, но использовать её в бизнесе он не может, так как в ней не содержатся данные об организации. Чтобы вести бизнес, на юридическое лицо выпускают отдельную подпись.
В сертификате ключа проверки электронной подписи ЮЛ, выпущенной для ликвидации организации, в качестве второго владельца ЭП должно быть указано физлицо, назначенное ликвидатором или руководителем ликвидационной комиссии. Для того чтобы выпустить ЭП на ликвидатора, сведения о нём должны быть внесены в ЕГРЮЛ. Подпись может быть выпущена также и на руководителя или учредителей юрлица, если кого-либо из них выбрали ликвидатором. Однако в сертификате обязательно должна быть указана должность «ликвидатор» или «руководитель ликвидационной комиссии».
Какая ЭЦП нужна ликвидатору
Так как процесс прекращения деятельности компании требует работы с документами, эти документы должны иметь юридическую значимость.
Если ликвидатор хочет провести процедуру закрытия организации в дистанционном режиме, ему нужна квалифицированная подпись для руководителя ЮЛ, Это обязательно, поскольку ликвидатор после назначения его на эту должность становится лицом, действующим от имени ЮЛ без доверенности.
До 31 декабря электронную подпись на руководителей ЮЛ выдают аккредитованные удостоверяющие центры, а после — УЦ ФНС.
Пошаговая инструкция по ликвидации ООО
В процессе прекращения деятельности организации можно выделить несколько шагов:
- Решение о ликвидации должно быть принято единогласно, если у организации несколько учредителей. На этом этапе должен быть выбран человек, который будет ответственен за процесс — ликвидатор, либо назначена ликвидационная комиссия. Деятельность компании должна быть прекращена в определённый срок, который устанавливается на этом этапе. Максимум на это может быть отведён один год. Если учредитель один — подписывается решение, если несколько — оформляется протокол.
- Отправить сообщение в налоговую нужно, предоставив один из документов (решение или протокол), а также заявление по форме P15001. Заполнить его в электронной форме и отправить можно в сайте ФНС, перейдя в раздел государственной регистрации бизнеса. С момента принятия решения о ликвидации должно пройти не более трёх дней перед тем, как документ будет направлен в налоговую.
- Публикация в «Федресурсе» и «Вестнике государственной регистрации» нужна, чтобы указать порядок и срок заявлений требований кредиторов. Минимально этот срок может составлять два месяца.
- Общение с кредиторами состоит в направлении им сообщений с указанием информации о прекращении деятельности. В ином случае есть шанс, что они могут подать в суд.
- Ликвидационный баланс должен быть составлен через два месяца после публикации сообщения. Этот баланс — промежуточный, и для него подойдёт стандартная форма.
- Отправка отчётности в ПФР, ФСС и ФНС обязательна, так как закроет все вопросы с этими контролирующими органами. После этого налоговая уведомляется об окончании ликвидации организации.
- Снятие с учёта происходит сразу, но уведомление придёт через шесть рабочих дней.
Удачи вам.