Какой показать объем необходимых инвестиций, будущей выручки, прибыли и т. д.? Эти вопросы постоянно стоят перед собственниками бизнесов и инициаторами проектов при подготовке финансовой модели или бизнес-плана для потенциальных инвесторов.
Мы рекомендуем указывать только те цифры, которые вы сможете аргументировать и защитить при их презентации. Все входящие данные в модель, используемые для расчета финансового результата, должны иметь обоснование. Если на момент подготовки расчетов по каким-то из вводных нет информации, то делаются гипотезы. Далее анализируется влияние переменных на финансовый результат. Если по какому-либо показателю нет надежного обоснования, а влияние его является существенным на итоговый результат, в этом случае данный показатель выносится в отдельную категорию, детально описывается его влияние, базовое значение, представляются различные сценарии.
В качестве переменной может быть и сам финансовый / операционный / стратегический результат. Все расчеты можно произвести от целевой выручки, доли рынка, от доступного объема инвестиций и т. д.
От целевой доли рынка. В данном варианте в модели меняется целевой объем рынка. Этот показатель может быть привязан, например, к количеству клиентов. Количество и стоимость клиентов будут влиять на необходимый объем маркетинговых расходов и т. д. Таким образом, изменяя показатель доли рынка производится расчет и необходимых вложений.
От объема инвестиций. В данном варианте меняется объем доступных инвестиций. Этот показатель может быть привязан к бюджету расходов на маркетинг. Они же влияют на количество привлеченных клиентов и т. д. В конечном итоге рассчитывается выручка проекта, окупаемость и доля рынка.
Варианты формирования финансовых моделей могут быть различны в зависимости от каждого конкретного кейса, но всегда соответствуют принципам:
наличие причинно-следственной связи;
аргументация входящих данных;
корректная и прозрачная математика.
Финансовая модель должна быть понятна пользователю, а все расчеты – легко прослеживаться от каждого вводного значения до финального результата.