Секреты писательского мастерства. Рано или поздно каждый приличный урок литературы, а уж тем более, - курс филологии, будут венчаться написанием и публикацией собственного произведения. Это несомненное условие для того, чтобы уметь анализировать текст. Естественно, филология - как и педагогика, это на 90% ремесло, не каждый литературовед сможет начертать замок в дымке, но попробовать он обязан. А значит, надо разбираться в том, как это делается. Небольшая вводная - существуют несколько общих правил создания произведения и понятие о стилистике. Стилистика занимается тем "как написать красиво, точно" а общие правила мы назовем "поэтикой", потому что как их еще назвать. Так вот сегодня мы поговорим о поэтике, и о самой важной ее части - направленности творчества на читателя, а не на писателя, потому что писать для самого себя - это и есть графомания (жуткое слово, когда оно попадает в руки не профессионалов). Нарциссизм - страшное дело в и лирике и в прозе, и в жизни. Вы не являетесь конечным читателем своего текста. В нем не должно быть вашего глубокого следа. Ваш замысел, ваши переживания, ваши эмоции никому вообще не интересны, никто за них вам денег платить не будет. Чтобы стать успешным писателем - вы должны заинтересовать другого человека, то есть группу других людей, которые увидят в своем тексте себя самих, а еще и свое время, свою эпоху, своих друзей, своих родителей и пр. Именно поэтому стихи о любви, кстати, у нового поэта часто уступают по популярности гражданской или философской лирике. Написать стихотворение о любви - высший полет, самое сложное, - бином Ньютона, если угодно, но почему-то молодые писатели все без исключения с этого начинают. Итак, давайте посмотрим, как реализуется на практике ориентация писателя на читателя, а не наоборот. Начинаем мы с самого простого. Нужно отделить свои личные ассоциации от ассоциаций общих. Вот, например, у вас есть любимая историческая эпоха, например, средневековье в Испании, время реконкисты и пр. И Вы совершенно искренне вдохновляетесь подвигами короля Филиппа и битвой под Гренадой, которая покончила с арабским халифатом в Европе. И вы начинаете по этому поводу проводить сравнения типа "Он, как Филипп, на бежевом коне" и пр. И тут бабах - проблема. Ваши читатели не интересуются средневековой Испанией, реконкиста им до черта, арабский халифат по барабану, а Филиппа они считают пьяницей, которому сильно повезло с Колумбом. И ваше блестящее сравнение теряет чуть ли не половину воспринимателей, которых и так крайне мало. Вывод - для начала, чтобы Вас поняли и приняли, Вам придется свои личные ассоциации заменить на общие места, - но и этого мало. Вы должны будете эти общие места так вывернуть, чтобы их не скучно было читать. То есть, например, если Вы пишете стороннику Байдена в США, что Байден - крут, а Трамп - отстой, то он вас не станет читать. Ему будет скучно. Да, Вы будете неплохим парнем, но хорошим поэтом для сторонника Байдена вы станете только тогда, когда похвалите президента США по-новому, так, как этот парень все время мечтал сам сказать, но не смог. Для этого придется изучать фактуру - особенности дискурса и общения демократов в США. То есть большой поэт начинается с исследований, наблюдений и труда, а не с вдохновения и одержимости ритмом. Продолжение следует. Мы рассмотрим нашу идею в сравнении стиха графоманского и профессионального.