При раскрытии темы я ссылаюсь на текст оригинала, поскольку русского перевода в своей библиотеке не нашел. Вполне отдаю себе отчет, что мой собственный перевод некоторых цитат, предложенный здесь, может отличаться от имеющихся русских переводов.
При ответе на этот вопрос нужно сразу же заметить, что фигура классика американской литературы 20-40-х годов XIX века Эдгара По относится к позднему американскому романтизму, художественные решения которого были близки и почти тождественны европейскому модерну начала века XX.
Рассказ "Человек толпы" создан По в жанре романтического фрагмента, пограничном с жанром романтического эссе. Он скорее объединяет в себе оба этих жанра и посвящен, если так можно выразиться, теме заурядности и обыденности, врожденности преступления для изначально обезличивающей обстановки большого города.
Явный романтический мотив просматривается в образе повествователя, противостоящего толпе. За разнообразием ее типов в Лондоне наблюдает в окно рафинированный интеллектуал-гуманитарий, выздоравливающий от длительной болезни. Он вычисляет общественный статус каждой из групп прохожих, пока его внимание не останавливается окончательно на мрачном силуэте истинного главного героя новеллы - побитого жизнью старика 65 или 70 лет, на лице которого повествователь видит знаки "широких умственных сил, осторожности, злых умыслов алчности, кровожадности, холодности, триумфа и наивысшего отчаяния". То и дело исчезая в толпах мегаполиса, этот герой не произносит ни слова, однако он несет в себе идею абсолютного зла и отделенного от моральных координат авторского интереса к этому феномену. Демоническое начало, проявляющееся в рассказе, присутствовало, конечно же, и у Байрона на более ранней стадии романтизма, но художественное решение По как представителя позднего американского романтизма в этом аспекте предвосхищает подходы уже Ницше и Уайльда (здесь можно назвать в первую очередь его эссе "Перо, карандаш и отрава"), сказавшиеся в XX столетии позднее в практике Д. Х. Чейза.
"Человеку толпы" его автором предпослан эпиграф из французского писателя XVIII века Ж. де Лабрюйера: "Не иметь возможности быть одному - это большое несчастье". Эдгар По опережал время. Он открыл культуре XX века феномен массовости, анонимности криминального сознания, теряющегося в толпе. Он открыл эстетику преступления. Криминальное сознание несет в себе "ужас и тайну". В демонстрации этого именно и лежит суть рассказа американского романтика, предвидевшего модернизм. "Человек толпы, - заключает повествователь, - это тип и дух глубоко преступной натуры. Он отказывается быть наедине".
В дальнейшем находка По оказывала влияние и на эстетику Достоевского, и на эстетику Бунина (рассказ "Петлистые уши").