Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое комплаенс-менеджмент?

Бизнес и менеджментЮриспруденция+4
Виктория Смирнова
Юриспруденция
  · 2,1 K
Юрист, магистр права, специалист по правовому сопровождению предпринимательской...  · 25 июл 2022  · bsk-lg.com
Если очень упрощенно, то комплаенс-менеджмент- это деятельность по контролю и управлению рисками на предприятии, возникающими по поводу возможного несоответствия деятельности компании требованиям из локальных или нормативно-правовых актов.
Именно в рамках комплаенса:
  • производится проверка сделок компании (преимущественно до их заключения) на предмет национального и международного законодательства;
  • разрабатываются локальные акты о противодействии коррупционной составляющей;
  • разрабатываются внутренние процедуры предприятия при согласовании сделок;
  • производится контроль над репутационными рисками предприятия или соблюдением компанией бизнес-этики.
Сейчас отдельно выделяют значимость комплаенс-специалистов по санкционному законодательству. 
Лично мне видится, что в идеале комплаенс-менеджер представляет собой одновременно и клей и купол предприятия. Обычно такую функцию делят между собой несколько сотрудников (юрист, бухгалтер и исполнительный директор). Но уже само по себе разделение функции опровергает возможность системного и цельного взгляда на ситуацию. А его совмещение с иными непосредственными полномочиями снижает эффективность такого рода функции. 
По факту, комплаенс-менеджер должен аккумулировать у себя внешнюю (изменения законодательства) и внутреннюю информацию (от профильных специалистов разных отделов предприятия) для того, чтобы:
1) Устранять противоречия в деятельности таких отделов путем разграничения компетенций на основе локальных актов (с опорой на законодательство, если это возможно);
2) Снижать или нивелировать риски, возникающие в результате деятельности отделов также путем разработки регламентов или внутренних процедур. 
3) Доносить информацию до руководства предприятия (если они могут повлиять на стратегические решения) и до руководителей отделов (если они могут повлиять на тактические решения).
4) Проверять информацию, получаемую от контрагентов на предмет ее достоверности и прогнозировать риски сотрудничества. 
Проверять проект договора от контрагента на предмет соответствия размера неустойки требованиям закона - это еще не комплаенс. С этим вполне справится и статист из юр.отдела. Все-таки комплаенс- это определенный масштаб деятельности. Как предприятия, где такой специалист привлекается. Так и самого специалиста, учитывая уровень на котором он информацией управляет. 
С уважением, Екатерина Королева Руководитель юридической компании BSK Lex group Перейти на bsk-lg.com