Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Юрист в сфере банкротства, основная специализация - оспаривание сделок и ответственность к...  · 12 мая 2023  ·
ReadInLaw

Как оператор должен уведомлять абонента о повышении стоимости тарифного плана?

Завершу тему ничтожности и правовой природы SMS  оператора о повышении стоимости тарифного плана. 
Первые две части на Кью: 
Или у меня в Телеграм-канале тут и тут
Как операторы защищаются 
Часто операторы защищаются тем фактом, что они разместили информацию об изменении стоимости тарифа у себя на сайте. 
Что, на первый взгляд, соответствует Правилам оказания услуг связи. 
Аргументы в пользу того, что этого недостаточно
  • Даже размещение информации об изменении тарифов на сайте оператора не является адресным, и если абонентам мобильной связи гарантирован дополнительный, более индивидуальный способ информирования об изменении тарифа, то интересы абонентов услуг стационарной телефонной связи в данном случае не учтены. Практика также показывает, что сайт оператора может иметь множество разделов, и информация об изменении тарифов не всегда доступна для неопытных пользователей (это причем позиция Роспотребнадзора из Государственного доклада "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году");
  • В судебной практике существует подход, что помимо обязанности сообщить информацию на своём сайте, оператор связи должен направлять абоненту текстовое сообщение с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи. При этом суды исходят из того, что данные действия должны быть также выполнены в десятидневный срок до момента вступления изменений в силу.
    (Например: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2019 г. N 11АП-19921/19);
  • Если все ранее вносимые в договор изменения сопровождались отправкой SMS, то сложившийся характер отношений между клиентом и оператором свидетельствует о том, что отправка SMS в данном случае является обязательной, и к ней подлежит применению правило о десятидневном сроке;
  • Оператор не вправе возложить на абонента обязанность соблюдать должную осмотрительность при отслеживании изменений тарифа связи, это противоречит позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Постановлении от 23.02.1999 N 4-П, в части признания гражданина по договору присоединения, имеющему публичный характер, требующего от всех заключающих его клиентов - граждан присоединения к предложенному договору в целом (статья 428 ГК РФ), как стороны в договоре лишенным возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны;
  • Если мы исходим из того, что изменения могут быть внесены только после направления оферты, то для её принятия нужно волеизъявление. Для волеизъявления нужно восприятие того, что тебе предложили. Восприятие возможно только после фактического ознакомления с условиями оферты. Никто не будет каждый день посещать сайт оператора в поисках новых оферт.
Таким образом, моё мнение, что оператору недостаточно разместить информацию об изменении условий тарифа на сайте, а следует адресно уведомить об этом абонента. 
Выводы
По итогу трех постов по теме, я пришел к следующим выводам:
  • SMS о повышении стоимости абонентской платы - это оферта;
  • Оферта может быть оспорена по правилам о недействительности сделок;
  • Нарушение оператором срока уведомления о повышении стоимости тарифа влечёт ничтожность этого уведомления;
  • При ничтожности уведомления конклюдентные действия абонента не делают его действительным;
  • Доказать верность теории и суждений можно только в суде(
О юриспруденции пишу в своём Telegram канале. Подписывайтесь Перейти на t.me/ReadInLaw