Руководитель инвестиционного Департамента в Университете Синергия · 11 мар 2022
#мастрид
Платформа по развитию корпоративных инноваций GenerationS выпустилагайд, который посвящен теме кризис-менеджмента. Эксперты предлагают обратить внимание на следующие шаги:
Разработайте антикризисный план действий
В текущих экономических условиях стоит пересмотреть стратегию развития проекта и разработать антикризисный план: полностью оценить все риски [финансы, поставщики, клиенты, сотрудники, логистика] и разработать варианты решения возникающих проблем.
Рассмотрите возможность получения поддержки для проекта [гранты, субсидии, участие в программах поддержки малого бизнеса, государственных программах], многие компании продолжают поддерживать стартапы. Например, Портал по поддержке малого и среднего бизнеса собрал антикризисные меры господдержки, а Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства предлагает юридические консультации.
Обратите внимание внимание на расходы
Стоит обратиться к своему бизнес-плану и оценить, какие статьи расходов можно сократить без потери качества конечного продукта/услуги. Уберите лишние расходы в виде неэффективных направлений и дополнительных проектов, подумайте, действительно ли вашему стартапу нужно собственное рабочее пространство.
Советуем быть осторожными с альтернативными вариантами финансирования. Альтернатива привлечению капитала от VC - деньги за процент от вашей будущей выручки.
Будьте внимательны с кредитами и их условиями - выплата кредита во время экономического спада может полностью "потопить" стартап.
Расширьте свою позицию на рынке
В кризис для стартапа существует реальная возможность занять новую нишу на рынке за счет внедрения своих инновационных разработок, пока конкуренты не пришли в себя. Но для этого нужно попытаться ускорить разработку своего продукта или внедрение своей технологии при сохранении или даже снижении затрат.
Пивот - это изменение концепции стартапа, его бизнес-модели, продукта или сферы деятельности. Возможно, ваш продукт в своем нынешнем виде не соответствует требованиям рынка и не вызывает интереса у клиентов, а его разработка требует большого количества ресурсов. В этом случае можно взглянуть на него под другим углом и пойти на изменение концепции проекта, через что проходили многие стартапы.
Можно продумать варианты новых продуктов и решений, адаптированных под текущие потребности и реалии рынка. Стоит также рассмотреть новые сферы применения технологических разработок компании.
Рассмотрите новые варианты сотрудничества с партнерами и крупными компаниями – например, через выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработку новых продуктов для крупных компаний, разработку пилотных проектов и новых услуг.
Подумайте о клиентах, партнерах и команде
В последнюю очередь стоит сокращать расходы за счет увольнения персонала, ведь это главный актив любой компании. Даже при сокращении расходов после увольнения сотрудников, достаточно много ресурсов потребуется позже на найм и обучение новых, что в условиях последствий кризисных ситуаций может затянуть возвращение в привычную рабочую деятельность.
✅Даже в условиях кризиса компания должна стараться думать о своих клиентах и поддерживать высокое качество продукта/услуги, иначе клиент может уйти к конкуренту. Главная проблема для клиентов в условиях кризиса – неизвестность. Где взять информацию и как ее верифицировать? Клиент должен быть в курсе всех изменений в работе компании/сервиса и иметь возможность получать информацию “из первых уст”. Его вопросы не могут оставаться без ответа. Можно организовать форму обратной связи на сайте, осуществлять email-рассылку или создать специальный чат-бот в одной из социальных сетей - вариантов много, а главное - их можно комбинировать. ✅В случае потери клиентов и заказов стоит рассмотреть вопрос изменения целевой аудитории проекта, определиться с новыми рынками сбыта. Можно обратиться к своим прошлым и текущим клиентам для взаимовыгодного расширения возможностей по предоставлению товаров и услуг.