Обучение - это процесс. Он происходит внутри головы слушателя в виде вполне понятных и конкретных действий: кровоток к определенным зонам мозга, выработка гормонов, наращивание нейронных связей. Физика и химия. И хотя мозг человека штука очень сложная и по сей день одна из самых мистических, многое уже изучено и проверено. И этим надо пользоваться.
Что можно сделать, чтобы обучение, которое мы создаем, лучше отвечало тому, как работает мозг слушателей?
- Движение против сидения на месте. Мозг лучше всего работает, когда тело двигается. Потому как в движении улучшается кровоток и мозг получает больше кислорода. Кислород нужен, чтобы мозг лучше работал. Что делать?
- Предлагать слушателям двигаться каждые 15-20 минут обучения.
- В синхронном обучении можно вместе делать растяжку и зарядку. В асинхронном - предлагать 2-3 упражнения, показать, как их делать.
- В очном - предлагать всем встать, подвигаться, можно поиграть в мяч с вопросами (это еще одну задачу сразу решит). Тренер бросает мяч, слушатель ловит и отвечает на какой-то вопрос.
- Говорить лучше, чем слушать. Чем дольше слушатель слушает, тем сильнее мозг уходит в пассивный режим. Пассивный режим снижает эффективность восприятия. Потому слушателям нужно говорить. Пересказать услышанное, ответить на вопросы, выделить ключевые мысли. Что сделать?
- Инверсия: предлагать слушателям научить чему-то друг друга (хорошо для малых групп);
- Игра в мяч (виртуальный или реальный): ловим мяч, отвечаем на вопросы или что-то говорим;
- Рассказ про кейс: предлагаем слушателям рассказать свой кейс и то, как только изученное будет в нем применимо.
- Писать лучше чем читать. Тут снова задача в том, чтобы заставить мозг действовать активно и что-то производить. И особенно в онлайн обучении, где дать каждому возможность говорить может быть трудно. Писать могут все. Что можно делать?
- Коллективные заметки: все делают заметки и собирают их в один документ или ментальную карту;
- Зарисовки, графические заметки и дудлы: слушателям предлагают сделать визуализацию мыслей из обучения.