ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ». ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ℹ️ В
предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели конструктивистскую теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания конструктивистской стратегии в онлайн-обучении. Теперь поговорим
о гуманистической теории обучения. 📝 Гуманистическая теория обучения получила развитие благодаря трудам Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Джеймса Бьюдженталя. Гуманистический подход говорит о том, что люди действуют согласно их потребностям, которые начинаются с физиологических и достигают кульминации при самоактуализации. Стоит отметить, что гуманистическая теория обучения тесно связана с конструктивизмом, так как утверждает, что обучение — это естественная нужда, конечной целью которой является достижение самореализации, поэтому данная теория делает упор на поощрение обучающихся к развитию интереса к самообразованию.
🔹 Что такое гуманистические стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии гуманистического обучения направлены на понимание того, как максимально эффективно стимулировать интерес обучающихся к самообучению, как сделать так, чтобы обучающийся стал главным заинтересованным лицом в своём обучении и достигал поставленных целей.
🔹 Перечислим некоторые рекомендации, которые помогут вам создать гуманистическую стратегию в онлайн-обучении:
🔸 Давайте обучающимся самостоятельно определяться с выбором тем обучения. Согласно теории студенты должны иметь возможность выбирать, что они хотят изучать. Поэтому старайтесь создавать модульное обучение с возможностью самостоятельно выбирать необходимые для студентов знания. Стоит отметить, что данная рекомендация будет успешно работать только для взрослого обучения, но не для детского, т.к. для последних необходимо соблюдать принцип «контроля образовательного процесса».
🔸 Делайте обучение практикоориентированным. Гуманистическая теория обучения рекомендует использовать все полученные знания на практике, так как обучающийся приходит обучаться с заранее подготовленными целями. Поэтому если у вас много теоретической информации, то обязательно внедряйте практику во время и после завершения обучения. Во время обучения можно использовать наглядные примеры в виде изображений, коротких видео, или проведения «живых» мастер-классов. После завершения обучения можно использовать различные проекты, стажировки, наставничество по изученному материалу и т.д.
🔸 Уделяйте внимание эмоциональному состоянию обучающихся. Согласно теории обучающиеся добиваются высоких результатов в обучении, если сам процесс не вызывает для них эмоционального дискомфорта. Поэтому для фиксации эмоционального климата обязательно собирайте обратную связь «до», «во время» и «после» обучения. Результаты обратной связи, кстати, помогут вам составить рекомендации для улучшения эмоционального климата.
🔸 Стимулируйте инициативу обучающихся. Чем чаще обучающиеся будут улучшать обучение, тем точнее обучение будет отвечать их потребностям. Поэтому давайте студентам вносить коррективы в само обучение, например, дополнять базы знаний, делиться друг с другом опытом, формулировать улучшения по структуре и методам обучения, рекомендовать удобные для них технические средства, приложения, сервисы и т.д.
Надеюсь, что информация была для вас полезна. В следующей публикации мы рассмотрим коннективистскую теорию обучения.
📖 Источники
- Susan R. Madsen, Ian K. Wilson «Humanistic Theory of Learning: Maslow»
- Khalil M.K., Elkhider I.A. «Applying learning theories and instructional design models for effective instruction»
- Ресурсы: educationsummary. com, medium. com

Лаборатория онлайн-обучения
#ТеорииОбучения
ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА «ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ».
КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.
ℹ️ В предыдущем посте цикла публикаций мы рассмотрели бихевиористскую теорию обучения, а также несколько рекомендаций для создания бихевиористских стратегий в онлайн-обучении. Теперь поговорим о конструктивистской теории обучения.
📝 Конструктивистская теория обучения получила значительное развитие благодаря работам Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготскому, Роберту М. Ганье и Д. Брунеру. Данная теория основана на том, что обучающиеся являются активными участниками своего обучения, то есть их знания строятся на основе опыта. По мере того как обучающиеся учатся, они размышляют о своём опыте и включают новые идеи в предыдущие знания. Так ими и достигается прогресс в обучении.
🔹 Что такое конструктивистские стратегии обучения и чем они могут быть полезны?
Стратегии конструктивистского обучения направлены на то, как стимулировать познавательную активность обучающихся, чтобы они самостоятельно приобретали образовательный опыт.…