Интересный
взгляд на цифровизацию образования и элитарность Константина Ушакова, ИнОбр ВШЭ. Привожу без редактуры. Присоединяйтесь к обсуждению в Фб автора, тема то крайне дискуссионная.
"Да здравствует цифровизация?
Мы очень много и охотно говорим сегодня о равных возможностях в образовании. Лозунг крайне важный и злободневный. И чаще всего прогресс в этой области связан с очень быстрой цифровизацией. Процесс настолько быстрый, что мы не успеваем осознавать его последствия. Куда подевалось в этом случае критическое мышление, которое мы вроде бы старательно воспитываем у детей? Практически при обсуждении вопроса никто не говорит о рисках. А они есть. И, возможно, немалые.
Мне приходилось видеть зарубежные элитные образовательные учреждения. Мне пока-залось странным, но это факт: чем выше уровень заведения, тем меньше там используется «железо» на уроках. Большая часть «компов» занята в области администрирования учебного процесса и текущего информирования. На урок это железо особенно не пускают. Финляндия, кстати, в момент своего лидерства совсем не относилась к числу стран, сделавших ставку на ИКТ. Оборудование их классов по нашим меркам было в высшей степени скромным. Однако, чем ниже статус ОУ, тем чаще используется ИКТ. Похоже, происходит то же, что с книгами. Ведь печатная книга становится предметом роскоши, это для избранных. Остальным — цифра.
С образованием, кажется, происходит аналогичный процесс — качественное, элитное образование — глаза в глаза, но не всем, а остальным цифра, про которую принято говорить, что она предоставляет возможности, причем РАВНЫЕ.
А вот тут вопрос. Считаем ли мы, что наша задача — предоставить возможности (которые дает ИКТ) — и на этом точка, наш долг исполнен? Кто воспользуется молодец, а кто нет — сам виноват. По тому, как используются цифровые технологии уже сегодня, можно сказать, что наши ученики это делают сильно по-разному.
Пожалуй, в условиях цифровизации неравенство В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ еще больше нарастает. Есть даже специальный термин – цифровой разрыв. Дети используют гаджеты для коммуникаций, поиска значимой информации (что, кажется, хорошо), и для игр. А вот про последнее, по данным исследований, уже известно, что это не очень хорошо для интеллектуального развития.
То есть кто-то использует возможности, а кто-то НЕТ.
Другой риск, представляющийся мне серьезным, заключается в том, что при ускоряющейся цифровизации есть огромный и, пожалуй, непреодолимый соблазн заменить не самого квалифицированного педагога машиной. Что сводит роль учителя к роли оператора ПК. Есть ли у этой новой профессии перспектива? Возможно и вероятно, но откуда тогда будут браться квалифицированные учителя? Ведь они все без исключения проходят длинный путь
совершенствования от неумех до экстра-класса.
Словом, я бы не торопился и первым вопросов рассмотрел бы ВОПРОС ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ применения ИКТ в школе (ловлю все камни и иные предметы, которые вы в меня теперь бросите 🙂).
Они (ограничения) вообще есть? Правильно ли, что для подготовке к жизни в цифровом веке образование было бы исключительно цифровым?"
Константин Ушаков
Да здравствует цифровизация?
Мы очень много и охотно говорим сегодня о равных возможностях в образовании. Лозунг крайне важный и злободневный. И чаще всего прогресс в этой области связан с очень...