Хороший текст про адаптацию
вышел в канале компании Websoft. Сразу вспомнила все разговоры с участниками курса по педдизайну о том, как правильно проектировать адаптационные курсы. Не было у меня такого курса, чтобы этот вопрос не обсуждался. Потому что адаптация - это очень важно.
У меня есть несколько ключевых принципов проектирования адаптационной программы:
- Адаптация важна не только потому, что новый сотрудник как можно быстрее должен начать полноценно работать. От адаптации зависит то, насколько долго сотрудник останется в компании и насколько ему будет комфортно работать. Комфорт тут - условие эффективности.
- Самая главная задача адаптационного обучения - снять стресс от нового рабочего места и снизить уровень неопределенности, который возникает у человека в новой компании.
- Если в компании все хорошо с внутренней культурой, то ей не нужно специально учить в период адаптации. Люди ее постепенно впитают сами. Все равно культуре научить нельзя.
- Учить в адаптационном периоде нужно правилам и принципам работы в компании. Что можно и что нельзя делать? Вторая часть обязательна, потому что рассказать, что можно - недостаточно. Демонстрация того, что можно, необязательно показывает, что нельзя, потому что ни у каждого действия есть антоним.
- При проектировании адаптационной программы стоит двигаться от простого и бытового к более сложному: сначала про то, как получить все доступы, куда относить больничный и куда начислят заработной плату, а потом уже все остальное. Самое абстрактное должно быть ближе к концу обучения, когда человек уже комфортно себя чувствует с точки зрения быта в новой среде.
- В начале адаптационного обучения абстрактные концепции воспринимаются хуже. Миссию, цели и ценности хочется поставить в самое начало, но именно в этом месте они будут наименее эффективно восприниматься - человека в этот момент волнуют другие вещи и внутренней потребности к этой информации.
И последний, но тем не менее, очень важный момент - быстро адаптировать сотрудника к работе в новой компании нельзя. Технически ему можно назначить все нужные курсы на 2-5 дней изучения, но эффект от этого будет минимальный. Да, их пройдут, да, могут быть даже приличные результаты в тестах. Но вот в голове не уложится. Причина одна - новое рабочее место это стресс и неопределенность. Преодолеть это быстро не получится, нужно время. Потому и обучение должно идти не менее 3-5 недель, постепенно погружая сотрудника в новую среду.

Websoft
Ошибки в процессе адаптации персонала
Если в вашей компании предусмотрена программа адаптации новых сотрудников – это уже хорошо. Но выполняет ли она свои задачи? Все ли в ней продумано и несет пользу? Или она исполняет скорее декоративную роль?
Хорошая программа адаптации должна привить сотруднику культуру и ценности компании, сделать его лояльным и дать почувствовать себя частью коллектива, снизить тревожность новичка и помочь ему быстрее приобрести необходимые навыки. Если этого не происходит – в процесс закралась ошибка.
Поговорим о самых частых ошибках в адаптации персонала и поразмышляем, как их исправить.
Слишком большой объем информации
Новый коллектив, новый офис и новые обязанности – для человека уже стресс. А если попытаться уместить в первый день оформление документов, пару тренингов и тестовое задание – новичок будет нервно смотреть на дверь и задумается, возвращаться ли ему завтра.
Адаптация – это вопрос не одного-двух дней, не недели и даже не месяца. Лучше всего организовать процесс так…