Проектная деятельность сегодня есть практически в любой школе. Но, к сожалению, часто вместо проектов в школах поделки или рефераты. При том, что проект - это вполне себе конкретное понятие. И хотя во ФГОС определения проекта нет. Есть в России государственный стандарт
Р58184-2018 Система менеджмента проектной деятельности и он содержит определение проекта и проектной деятельности.
Итак, что же такое проект?
Многое, как обычно, позволяет понять происхождение слова. Проект от латинского projectus - выдающийся, брошенный̆ вперед, торчащий̆, так что проектирование - это всегда работа с будущим.
А вот определение из ГОСТа.
Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений.
Проектная деятельность - деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов.
Что же из этого следует?
- Проект - это всегда создание чего-то нового, чего до старта проектирования еще не существовало и у автора проекта нет отработанного механизма и привычной практики.
То есть, например, урок для учителя – типовая привычная деятельность, есть отработанные методики и хорошо работающие практики. А вот запуск нового курса – скорее всего будет проектом.
- Важно и то, что для проекта нет инструкций, поэтому, например, приготовить что-то по рецепту или собрать конструктор по инструкции проектной деятельностью не является.
- Проект должен быть кому-то нужен, то есть всегда адресован конкретной̆ целевой̆ аудитории и разрабатывается для решения проблемы или запроса этой целевой аудитории. В отрыве от реально существующей проблемы или потребности проект получается игрушечным.
- Проект всегда ограничен во времени. Обязательно есть дата старта и финала проекта. Если вы не знаете, когда проект закончится, то это и не проект вовсе.
- Проект – это сложная, комплексная деятельность, которая требует и определенных ресурсов. Грубо говоря, проект – это задача, которая решается в несколько действий, причем по определенному маршруту: от генерации идеи, к ее разработке, реализации и оценке достигнутого результата.
Если подходить к школьной проектной деятельности так, то она станет мостиком во взрослую профессиональную жизнь школьников и инструментом для формирования компетенций и софт скиллов. Кстати, если работать над школьными проектами всерьез, то иногда из школьного проекта может вырасти предпринимательский.