Едва ли не самая большая ошибка в проектировании обучения - создать себе стереотип целевой аудитории. Предположить характеристики или особенности целевой аудитории и поверить в них, без проверки.
- Они не хотят учиться;
- Им ничего не интересно;
- Им лень узнавать что-то новое;
- Они уверены, что они все знают и не собираются учиться.
И дальше по списку.
Главная проблема стереотипа в обучении - он лишает нас эмпатии. Как только мы обобщаем характеристики целевой аудитории, “они все такие”, мы перестаем сопереживать отдельным участникам. И вместе с этим упускаем возможность для более глубокого анализа и понимания сути проблемы. Потому что изучать вопрос, почему именно люди не хотят учиться или им что-то не интересно, можно только с помощью навыка эмпатии. Нужно максимально близко подходить и понимать человека, чтобы найти ответы на вопросы, которые скрыты за базовыми отговорками.
Борьбу со стереотипами нужно начинать с формирования новых установок:
- Нам только кажется, что слушатели такие какие они есть. Прежде, чем строить обучение, нужно проверить и убедиться, что наши предположения верны;
- Мотивация к обучению не лежит на поверхности. Это нормально не хотеть учиться до тех, пор пока не понимаешь реальное применение новых знаний. А потому, если ЦА говорит (или нам так кажется), что учиться она не хочет, нам нужно показывать реальный смысл обучения для каждого. Это, вероятно, исправит ситуацию.
- Многие взрослые люди, особенно, без регулярной практики обучения, учиться боятся. Хотя нам, ответственным за обучение, кажется это несколько нелепым. Люди боятся сделать ошибку, предстать в нехорошем свете перед окружающими. С этим страхом нужно и можно работать.
И самое главное - любое мнение о целевой аудитории нужно гнать от себя до тех пор, пока не собраны реальные данные. Опросы, интервью, разговоры и все прочее - пока мы не понимаем, кого мы на самом деле учим и что они чувствуют, ни в коем случае нельзя сотворить себе стереотип.