Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
руководитель Департамента социальной и образовательной политики Фонда "Сколково"  · 19 мая 2022

Не от хорошей жизни заводы пришли к тому, что стали организовывать промышленные экскурсии.

Пока лечу с III Всероссийского форума промышленного туризма «ЗаводИТуризм» в Перми, который полностью был посвящён теме профориентации, поделюсь тезисами и мыслями.
83% предприятий хотят привлекать и удерживать молодые кадры. А молодых пугают тяжёлые условия труда, низкие зарплаты и отсутствие карьерных перспектив.
Большинству школьников, выбирающих профессию, неведомо, что творится за забором завода. Они и понятия не имеют, что на многих предприятиях средний возраст сотрудников - 46 лет, а у Промобота, например, он кстати резидент Сколково, - и вовсе 26 лет. Что зарплаты конкурентноспособны, а инженером работать интересно, а не грязно и тяжело.
Этой проблеме много лет. В 2015 году с Союзом машиностроителей России мы запускали проект, направленный как раз на раннюю профориентацию. И действовали мы ровно в той логике, что обсуждалась на форуме.
Мы провели серию экскурсий на авиастроительные заводы в Москве. Знали, что в Москве таких несколько? А вот! Сопроводили это игровыми механиками и конкурсными заданиями. Но это тема для отдельного поста, если захотите.
И вот спустя 7 лет в регионах промышленный туризм во имя профориентации стремительно набирает обороты. И Пермь, кажется, лидирует.
Мне очень понравилось то, как здесь организовали работу.
Юлия Альбертовна Ветошкина, министр по туризму и молодежной политике Пермского края, сформулировала обязательные составляющие при организации профориентационных туров.
  1. Активная позиция главы региона. Не на бумаге, а в реальных делах. В Перми руководителей промышленных предприятий собрали очно, обсудили задачи, договорились, а не формально обменивались письмами.
  2. Создание проектного офиса, то есть структуры, которая координирует между собой всех участников процесса, имеет бюджет, сотрудников и желание что-то делать.
  3. Системная работа проектного офиса с предприятиями: конкретика заданий, сроков и исполнителей. Плюс индивидуальная работа с предприятием, выявление точек заинтересованности. Ну то есть нормальная работа по управлению проектами.
  4. Участие детей. В Перми создали детский совет по туризму. Дети сами придумывали маршруты, сценарии экскурсий, потом сами на них ездили (на свои и на разработанные другими детьми), давали обратную связь, дорабатывали проекты.
  5. Встраивание экскурсионных программ в туристическую систему региона, информирование, поддержка.
А вот, что считает важным участница детского совета по туризму Софья Дрокина:
🔥Экскурсоводом должен быть работник предприятия, который знает, как тут все устроено и любит работать
🔥Давать примерять экипировку или униформу. Это интересно и важно. А может быть она тяжелая и неудобная. Взрослым невдомек, а школьникам это важно.
🔥Возможность диалога с экскурсоводом, а не просто рассказ. Всем надоедает слушать, начинающие взрослые хотят разговаривать, делиться впечатлениями, спрашивать, рассказывать о себе.
🔥Больше интерактива, меньше текста. Если на рыбной ферме можно покормить рыб, то дать детям их покормить. Если можно забить гвоздь, то дать в руки молоток.
Ещё оказалось, что дети особо обращают внимание на то, что и где они едят во время экскурсий, куда ходят в туалет, как одевается и разговаривает экскурсовод.
После хороших экскурсий ребята либо хотят стать предпринимателями, либо работать на этих предприятиях. А после скучных… ну вы понимаете…
О проектах, проектном мышлении, менеджменте изменений и управлении командой Перейти на t.me/ze_project