Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Согласны ли вы, что у современных учеников и студентов короткая историческая память? Как вузы и школы могут это исправить?

ОбществоОбразование+3
Любовь Кобцева
Образование
  · 34,4 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории национального вопроса в России.   · 23 мая 2023  ·
asocial_gumoMEM
Вопрос, конечно, что автор понимает под исторической памятью, потому что обычно это понятие относится к большим общностям типа наций. Если имеется ввиду, что современные ученики и студенты плохо знают историю - да, это так. Правда ничуть не лучше ее знает и большинство из тех, кто уже давно отучился. Разница только в том, что нынешние школьники не знают историю и не переживают по этому поводу, а старшее поколение не знает истории, но убеждено в том, что знает. Правда это знание - в лучшем случае то, что они запомнили со школы (спойлер - в школе не учат и не учили истории), разбавленное бессистемным чтением в более старшем возрасте.
И вузы (если не брать те, где конкретно учат историков) со школами никак эту ситуацию не исправляют, потому что перед ними и не стоит задача научить истории как науке. Никто в школе не изучает методологию истории, источниковедение и историографию - а без этого никакого освоения науки невозможно. Это примерно то же самое, если учить математику без теорем, просто запоминая каждый конкретный ответ в каждой конкретной задаче. У кого память получше - те будут помнить больше дат и имен, но это не про знание истории, а про возможность блеснуть на интеллектуальной игре (или в разговоре). У школьного (и базового вузовского) курса истории совершенно другая задача: создать набор базовых маркеров, для отличения "своей" общности от "чужой". Проще говоря: курс истории в школе - это курс патриотизма. А поскольку государство и государственная идеология регулярно меняется, то и понимание патриотизма меняется вместе с ними (это как раз то, что привыкли называть "переписывание истории").
Если же под короткой исторической памятью имеется ввиду слабый интерес к прошлому страны - да, у школьников и студентов он ниже, чем у более старшего поколения. Ну так они больше интересуются современностью и будущим, а не прошлым, потому что у них еще все впереди, они хотят понимать как жить сейчас, поэтому они более активно следят за современной повесткой - во всех отношениях. Проблема старшего поколения в том, что оно принимает свой житейский опыт за более глубокое понимание истории, которое, якобы, позволяет им делать выводы о современности и будущем. Но на самом деле это не так.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
3 эксперта согласны
Гораздо лучше кабинетных гуру житейский опыт связки отец-сын на интервале 1920- 2020 позволяет судить обо всех... Читать дальше
Пенсионер   · 26 мая 2022
Историческая память присуща социуму в целом, как совокупность методов и институтов передачи знаний о прошлом новым поколениям. Если в конкретной стране это есть, то новые поколения впитывают в себя исторические познания с момента рождения и до конца своих дней.  Говорить об исторической памяти учащихся и студентов- нонсенс, нужно говорить об их знании истории. Роль... Читать далее
3 эксперта согласны
Историческая память учащихся - это если бы они понаблюдали историческое событие, а потом забыли его)
НЕТ ВОЙНЕ, Педдизайнер в Я.Практикуме, 🏳️‍🌈  · 29 мая 2022
Судя по реакции российского общества на войну России против Украины, эта память не сильно длиннее во всех поколениях. Даже тех, которые родились сразу после Второй мировой.
2 эксперта согласны
Пенсионер   · 8 июн 2022
У одного поколения всегда короткая историческая память. Народ дожен передавать сведения о своём прошлом САМ, как делали это во времена летописцев и сказителей. Если за дело берутся власти, то они всегда будут искажать нашу историю в политических интересах 
1 эксперт согласен
Сложнее исказить историю, чем это сделали летописцы от православной церкви - вообще сложно! Если Соловьёвы-Скабеевы... Читать дальше
Я филолог-германист, специалист в области английского языка. Окончил ЛГУ в 1980 году...  · 23 мая 2023
У большинства учеников и студентов вообще короткая память. Так было, есть и будет. Вдалбливание знаний, которые не интересуют обучаемого, неблагодарное занятие. Будь то история, химия, физика, математика, русская грамматика или иностранный язык. Подавляющее большинство школьников учится по принципу: выучил, сдал, забыл. И этого никак не исправить. Повседневная жизнь... Читать далее
Занимаюсь редактированием, написанием текстов, постов по музыке, культуре, искусству...  · 29 мая 2023
Чаще работать с контурными картами, цветными карандашами отмечать важные исторические события. Создавать плакаты по темам уроков, рисунки, аппликации. Смотреть фрагменты исторических фильмов, читать отрывки из интересных источников, делать презентации, готовить коллективные проекты и работы.
Душепопечитель: радоваться с радующимися и плакать с плачущими.   · 23 мая 2023
Не только историческая память и даже не только память вообще, но и общая мыслительная способность в современном обществе основательно деградирует. И правда: зачем трудиться-запоминать, если всегда под рукой, в каждом кармане бездонный, безграничный справочник, в котором можно найти все на свете и даже кучу сверх того? Зачем ломать голову над построением в голове образа... Читать далее
Намасте живу - дышу - учусь.  · 26 мая 2022
А у кого она, не короткая? "Историю пишут победители" "История хранит свои тайны" "История формирует будущие поколения" Эти широко известные фразы,  хоть и всегда "на слуху",  но на деле лишь "сквозят по ушам". На деле  любую историю можно преподнести с разнообразными,  вплоть до полной противоположности,  акцентами. И преподносит эту историю с тем или иным акцентом госу... Читать далее
2 эксперта согласны
Как ВУЗы и школы могут это исправить? Для начала необходимо осознать значимость истории и результаты своей... Читать дальше
выпускник ЛВИМУ, работал за рубежом, бывал во многих портах мира. Наблюдал, сравнивал...  · 21 мая 2023
Пропаганда (тотальная) с детских лет, со школьной скамьи делает свое  дело. Пока не видно различия  трактовки исторических событий  в  государственных СМИ, во всех учебных заведениях и той, которая дается в Е-центре. Если кратко ТО: в России все всегда было отвратительно, мерзко и ТОЛЬКО спаситель-освободитель ЕБН  вывел страну на путь свободы, демократии, всеобщего... Читать далее
1 эксперт согласен
Не согласен, благодаря современным технологиям как раз таки наоборот, гораздо больше людей осведомлены об различных исторических событиях. В специальных проектах можно запрашивать данные об произошедших событиях, и если сохранилась документация того времени, Вам выдадут её скан. Так например, мой предок из Плавского уезда Тульской губернии служил офицером в крымской... Читать далее
1 эксперт согласен